Надо, чтобы воспитанник мало-помалу сам привыкал заботиться о своем здоровье. Но для этого нужны известные познания и правильное руководство. Сюда относятся:
а) познание человеческого тела вообще и особенно тех органов, которые важнее других и притом легко повреждаются, например, легкое, глаза и т.п. Впрочем, без цели было бы даже опасно преподавать детям полную систему анатомии;
б) познание важнейших опасностей, которым вообще подвержен человек, и особенно воспитанник, по своему физическому сложению, по своему настоящему положению и по общему положению в его предполагаемом звании. Человек для собственного блага обязан познавать самого себя и в физическом отношении посредством постоянного наблюдения, чтобы знать, что вредно для его здоровья и что полезно. Только нужно остерегаться, как бы он не стал боязливым. Человеку нужно иметь мужество в той же мере, как и предусмотрительность.
В то же время воспитанника надо самим делом учить тому, как он должен с благоразумием отвращать предстоящие опасности, как поступать при неизбежных опасностях и что делать, если потерпит вред. Для этого нужно предостерегать его от свойственного молодым людям легкомыслия, которое не боится никаких опасностей, и от своеволия, которое своим безрассудством навлекает опасности. Нужно знакомить воспитанника с необходимыми правилами осторожности, как, например, он должен обходиться с известными орудиями, как вести себя в непогоду, после сильного разгорячения или охлаждения, когда входит в те места, где воздух слишком вреден, например, при посещении больных и т.п.
Особенно надо приучать воспитанника сохранять присутствие духа и рассудительность в непредвиденных случаях. Некоторые предварительные в этом роде упражнения, предпринимаемые с благоразумной осторожностью, могут быть очень полезны. Вообще, при помощи воображения, надо воспитанника чаще ставить в подобные положения, например, что бы он стал делать во время пожара или наводнения и т.п. Иногда нужно рассказывать ему, как другие поступали в таких ситуациях, заставляя его о том произносить свои суждения, и таким образом готовить его самого к подобным случаям.
Напротив, вредно было бы давать малолетним детям для чтения собственно медицинские книги. Даже и лучшие из сочинений этого рода обыкновенно делают детей внимательными к таким предметам, для которых возраст их еще не созрел. От этого, особенно у раздражительных людей, очень легко рождается излишняя заботливость о здоровье, и такие читатели весьма часто в случае болезни со вредом берутся лечить самих себя и других, обходя врачей.
Для того чтобы эти наставления имели желаемый успех, надо действовать не только на разум детей, но и на волю. Главное дело и здесь — сыновний страх к Богу и ранний навык с благоговением перед Ним умерять свои желания и владеть самим собой. Только при этом условии резвая юность может быть удерживаема в пределах долга и благоразумия; только таким образом благовоспитываемые дети с успехом могут выдержать борьбу против разрушительной силы греховных пожеланий и страстей.
При этом чаще нужно обращать внимание воспитанников на то, как легко человек может расстроить свое здоровье, какие печальные последствия возможны из-за недостатка предусмотрительности, как тяжело иногда легкомысленный принужден бывает раскаиваться в одном каком-нибудь опрометчивом поступке, как безрассудно минутные удовольствия покупать страданиями, которые хотя не сразу приходят, но непременно приходят и продолжаются, может быть, целые годы, и т.п. Такие предостережения тогда особенно производят свое действие, когда их поясняют примерами.
Надо чаще внушать воспитанникам важность сохранения жизни и здоровья. Важность этой обязанности раскрывает нам Св. Писание: знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа,Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? (1 Кор. 6, 19). А живем ли — для Господа живем; умираем ли — для Господа умираем. И потому, живем ли, или умираем,— всегда Господни (Рим. 14, 8).
Поэтому какой ответственности подвергает себя тот, кто, вопреки святейшей обязанности своей, не сообразуясь с благими намерениями Божиими, без цели истощает свои силы и дарования, сокращает свою жизнь, делается в тягость самому себе и другим и таким образом, может быть, в цвете лет своих должен будет явиться пред Господом как непотребный раб, как расточитель благ, ему вверенных (Мф. 25,15 и далее; Лк. 19, 13 и далее).
Вообще, настоящую жизнь чаще надо представлять воспитанникам в ее отношении к вечности как время сеяния, как время испытания и приготовления к неизменяемой и нескончаемой жизни по ту сторону гроба (Гал. 6, 8). Такой взгляд на настоящую жизнь может весьма сильно удерживать их от всех тяжких преступлений.
Как ни важна настоящая жизнь, однако же она есть не главная цель, а только средство к достижению нашего последнего назначения. Поэтому обязанность самосохранения всегда должна подчиняться высшим обязанностям, и воспитанник должен приучаться считать для себя счастьем, если Промысл будет призывать его для получения венца к пожертвованию жизнью из любви к Богу за Царя и Отечество, за верность своему званию, истине и христианской любви к ближнему. Священная история одушевляет нас к этому сильными примерами, и особенно примером Богочеловека Иисуса Христа, Который, исполняя волю Отца Небесного, Сам Себя предал в жертву за грехи мира,всякий,верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3,15).