Прежде нежели будем рассматривать умственные способности порознь, предложим общие правила и, в первую очередь, правила предосторожности, которые предохраняли бы эти способности от всего ослабляющего или разрушающего.
Есть такие примеры, когда родители и воспитатели намеренно старались подавлять в ребенке некоторые способности, например, любознательность, воображение и т.п., чтобы тем вернее предохранить его от злоупотребления ими. Но неправильность таких поступков видна уже из того, что было замечено выше. Хотя воспитатель и должен отсекать дикие наросты и лишние отростки, но самого дерева, то есть данных от Бога способностей, он не должен разрушать, а, напротив, должен питать их и взращивать.
Чаще ослабляются духовные способности ненамеренно, по неведению, по нерадению или под действием каких-нибудь господствующих предрассудков. Это происходит от недостатка правильного возбуждения их или от чрезмерного напряжения. Как в теле, так и в душе бездействие или неупотребление данных нам сил влечет за собой ослабление их. Оставьте, например, без упражнения память мальчика,— и она навсегда останется слабой; напротив, упражняйте ее надлежащим образом,— и она укрепится. Поэтому чрезвычайно вредно, когда или слишком обременяют воспитанника учением, или, напротив, слишком облегчают обучение, так что оно становится для воспитанника как бы приятной забавой.
В близкой связи с этим недостатком находится односторонность образования, когда преимущественно развивают только одну какую-либо способность, оставляя прочие без внимания, или известную силу души занимают только одним каким-нибудь предметом. От этого неизбежно должна произойти в человеке вредная несообразность. И если воспитатель ищет своей славы в том, чтобы одну какую-нибудь способность развить до необыкновенной степени, то, хотя он и может за это получить одобрение от неразумных, наблюдатель, хорошо понимающий дело, наверное, с ним не согласится.
При этом надо обращать внимание и на прочие способности, которые оставлены в небрежении. И тогда в этом мнимо-мастерском деле ничего больше не увидим, кроме неправильного или одностороннего воспитания души. Такая односторонность бывает особенно вредна, когда приводит к разрушению надлежащей подчиненности между душевными силами, отчего низшие силы берут перевес над высшими.
Это очень часто случается, особенно с воображением, и последствия этого бывают самые неприятные. Те воспитатели, которые все свое искусство употребляют на то, чтобы в воспитанниках особенно усилить воображение, сами не знают, что делают Противоположный этому недостаток есть неумеренное напряжение пробуждающихся умственных сил, когда детей или слишком рано принуждают к учению, или избирают предметы, для них очень трудные или слишком разнообразные, или когда, особенно маленьких детей, очень долго занимают одним предметом, либо принуждают к умственным занятиям не вовремя, например, сразу после еды. Если слишком сильно натянуть лук, он переломится или, по крайней мере, потеряет свою упругость. Это такое замечание, к которому должны внимательно отнестись родители, особенно образованные и слишком заботящиеся об образовании детей своих.
Но умственные способности могут ослабевать и от следующих причин:
а) от вредного влияния со стороны тела, а поэтому от нездоровой пищи, испорченного воздуха, от недостатка движения и т.п. Слабость и болезненность тела, чрезмерная раздражительность нервов, пресыщение желудка, недостаток движения, нечистота и
т.п. вызывают значительное ослабление душевных сил. Как разрушителен в этом отношении порок самоосквернения, это будет показано в другом месте;
б) от господствующего состояния духа. Веселость, спокойствие и умеренная надежда на себя благоприятствуют умственной деятельности; напротив, печаль, страх, беспокойство и чрезмерное недоверие к собственным силам ослабляют ее. Особенно вредно, если какая-нибудь наклонность обращается в господствующую страсть. Это ведет к стеснению деятельности духа и оставлению всего прочего, за исключением одного предмета страсти. Поэтому когда ученик предается любви к другому полу, страсти к какой-нибудь игре или иной беспорядочной наклонности, тогда от этого терпит вред не только его невинность, но и успех в учении.