Относительно внешней формы тела главное дело состоит в том, чтобы собственному развитию природы не было поставлено никакого препятствия, а случайно встречающиеся препятствия были, по возможности, устраняемы. Очень часто недостаток, приписываемый природе, например, кривые ноги, горбатость, косой взгляд и т.д. есть только следствие неблагоразумия родителей и воспитателей или их беспечности; некоторые недостатки сами собой проходят, как скоро тело совершенно сформируется, например, несоразмерность членов у быстро выросших детей.
Если в самом деле встречается недостаток природы, то исправление его не надо предоставлять людям, не знающим этого дела, часто одержимым грубыми предрассудками, например, необразованным повивальным бабкам,— но всегда следует исправлять его с осторожностью, при помощи врачей, знающих дело. Если же этот недостаток оказывается неисправимым, то благоразумные родители стараются облегчить участь уродливого ребенка посредством снисхождения и благосклонности в обхождении с ним и особенной заботой о воспитании души делают его недостаток если не безвредным, то, по крайней мере, более неприметным. Действительно, такие дети очень часто приобретают большую образованность, чему видим много примеров в истории ученых людей.
Не надо оставлять без попечения и телесной красоты. Она есть как бы открытое, предложенное для чтения всем рекомендательное письмо о молодом человеке, и сама добродетель через нее отчасти проявляется, по крайней мере, во внешней деятельности. Прекрасная душа в прекрасном теле издревле считалась идеалом человеческого совершенства.
Впрочем, одна телесная красота есть только видимое благо и, доколе мир лежит во зле, во многих отношениях опасное. Редко бывает, чтобы тот, кто был красив, не знал этого; а еще реже, чтобы, зная это, не предавался неразумному тщеславию. Особенно девицам здесь предстоит большая опасность, и горе им, если они слишком увлекаются самолюбованием. Поэтому воспитаннику надо непременно со всем благоразумием внушать, чтобы он не уважал телесной красоты больше надлежащего и через нее не искал ничего такого, чего не одобряет совесть.
Только сыновний страх к Богу и постоянное ожидание лучших благ могут слабых смертных предохранить от злоупотребления этим даром природы. Примером в таком случае служат нам целомудренный Иосиф среди искушений в Египте, благочестивая Сусанна и др.
Какая нужна осмотрительность относительно искусственного украшения и внешнего убора тела, об этом выше было замечено. Благоразумные родители в этом случае всегда должны обращать внимание на то, что большая и лучшая часть их современников одного с ними звания считают приличным и благопристойным. Разве тогда только могут они отступать от этого правила, когда нравственность, здоровье или другие важные причины будут этого требовать; а без особенных причин не нужно выделяться в одежде.