Относительно внешней формы тела главное дело состоит в том, чтобы собственному развитию приро­ды не было поставлено никакого препятствия, а слу­чайно встречающиеся препятствия были, по возмож­ности, устраняемы. Очень часто недостаток, припи­сываемый природе, например, кривые ноги, горба­тость, косой взгляд и т.д. есть только следствие не­благоразумия родителей и воспитателей или их бес­печности; некоторые недостатки сами собой проходят, как скоро тело совершенно сформируется, например, несоразмерность членов у быстро выросших детей.

Если в самом деле встречается недостаток при­роды, то исправление его не надо предоставлять лю­дям, не знающим этого дела, часто одержимым гру­быми предрассудками, например, необразованным повивальным бабкам,— но всегда следует исправ­лять его с осторожностью, при помощи врачей, знаю­щих дело. Если же этот недостаток оказывается не­исправимым, то благоразумные родители стараются облегчить участь уродливого ребенка посредством снисхождения и благосклонности в обхождении с ним и особенной заботой о воспитании души делают его недостаток если не безвредным, то, по крайней мере, более неприметным. Действительно, такие дети очень часто приобретают большую образованность, чему видим много примеров в истории ученых людей.

Не надо оставлять без попечения и телесной красоты. Она есть как бы открытое, предложенное для чтения всем рекомендательное письмо о моло­дом человеке, и сама добродетель через нее отчасти проявляется, по крайней мере, во внешней деятель­ности. Прекрасная душа в прекрасном теле издрев­ле считалась идеалом человеческого совершенства.

Впрочем, одна телесная красота есть только ви­димое благо и, доколе мир лежит во зле, во многих отношениях опасное. Редко бывает, чтобы тот, кто был красив, не знал этого; а еще реже, чтобы, зная это, не предавался неразумному тщеславию. Осо­бенно девицам здесь предстоит большая опасность, и горе им, если они слишком увлекаются самолю­бованием. Поэтому воспитаннику надо непременно со всем благоразумием внушать, чтобы он не уважал телесной красоты больше надлежащего и через нее не искал ничего такого, чего не одобряет совесть.

Только сыновний страх к Богу и постоянное ожидание лучших благ могут слабых смертных пре­дохранить от злоупотребления этим даром природы. Примером в таком случае служат нам целомудрен­ный Иосиф среди искушений в Египте, благочести­вая Сусанна и др.

Какая нужна осмотрительность относительно искусственного украшения и внешнего убора тела, об этом выше было замечено. Благоразумные роди­тели в этом случае всегда должны обращать внима­ние на то, что большая и лучшая часть их современ­ников одного с ними звания считают приличным и благопристойным. Разве тогда только могут они от­ступать от этого правила, когда нравственность, здоровье или другие важные причины будут этого требовать; а без особенных причин не нужно выде­ляться в одежде.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top