Человек не только видит внешние предметы, но может сознавать и то, что происходит в его собственной душе. Эту способность мы называем внутренним чувством. Формирование этой способности тем необходимее, чем меньше можно ожидать ее надлежащего раскрытия от свободного действия природы.
К сожалению, незнакомство с самим собой есть дело очень обыкновенное. Самые образованные люди, любознательность которых проникает во все царства природы, в историю всех частей света и которые с жадностью собирают сведения об отдаленнейших событиях мира, сами для себя нередко остаются как бы незнакомой или мало знакомой страной.
Их собственный внутренний мир представляется им загадочным сцеплением сменяющихся настроений духа, желаний и страстей; и вместо того, чтобы размышлять о себе, управлять собой и всегда иметь в виду свое истинное назначение, они слепо предаются влечению предрассудков и преобладающих чувств. Отсюда, между прочим, происходит то странное явление, что очень многие гораздо быстрее замечают чужие погрешности, нежели собственные, и в своих поступках часто одобряют то самое, за что других громко обличают. Хотя причина этого явления кроется не столько в неправильном рассуждении, сколько в повреждении воли, однако это зло, по крайней мере, частично можно отвращать и совершенствованием внутреннего чувства — органа наблюдения над самим собой.
О, если бы все искренно принимали наставление, данное епископу Лаодикийскому, которое Свидетель верный и истинный, начало создания жия, изрекает так: Ибо ты говоришь: «Я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть (Апок. 3, 17—18).
Хотя в ранние годы мало можно успеть в образовании внутреннего чувства, однако при удобных случаях надо обращать внимание воспитанника на его внутреннее состояние и на те проступки, которые он совершает. И чем больше дух его реет, тем больше нужно приучать его к размышлению о себе и вниканию в самого себя,— не только в свои поступки, но и в их источники и побудительные причины. Для этой цели очень важно всеми по справедливости одобряемое повседневное испытание совести, особенно когда всякий раз прежде со смирением молят Бога о ниспослании свыше силы и света благодати. Есть еще и другие средства:
а) полезно приучать воспитанника, чтобы он наблюдал чувства и настроения других. Кто, замечая в других что-нибудь неодобрительное, будет в то же время внимательно смотреть на самого себя, тот много может накопить опыта, как собственного, так и чужого. Но здесь нужно остерегаться, чтобы это средство не обратилось в порочную привычку злословить и пересмеивать других;
б) необходимо предлагать для чтения хорошо составленные жизнеописания и истории, которые приносят пользу, когда дети читают их с размышлением и когда воспитатель благоразумно прилагает их к сердцу юных читателей. Превосходные познания о сердце человеческом сообщает нам библейская история.
Здесь неуместно говорить о пользе исповеди. Только мимоходом заметим, что наилучшее средство для приобретения необходимого познания о самом себе — приучать воспитанника с искренним смирением и откровенностью давать строгий отчет в своем внутреннем состоянии перед духовным отцом своим.