В наше время открывают разные училища, в которых дети обучаются полезным рукоделиям и вообще упражняются в приличной деятельности. Цель важная, и подобные заведения много обещают. Дети здесь не только охотно занимаются и содержатся под надзором, в то время как, предоставленные сами себе, они находились бы в праздности и без присмотра. Но еще получают много пользы как для души, так и для тела, потому что мало-помалу привыкают к деятельности, так что бездействие становится им в тягость.
Но, чтобы подобные училища соответствовали истинному своему назначению, они должны удовлетворять таким требованиям:
а) они должны быть заведениями собственно воспитывающими или дающими образование, а не заведениями только для прибыли, где иногда одно корыстолюбие находит свои выгоды. Дети должны трудиться не только для того, чтобы трудиться и ежедневно зарабатывать себе некоторую плату, но чтобы в различных отношениях развивать себя и сделаться со временем способными к общественной жизни;
б) в этих училищах непозволительно воспитывать детей так, чтобы детский дух пристрастился к моде, тщеславию, пустым забавам или каким-нибудь удобствам жизни, которых воспитаннику впоследствии иметь будет невозможно. Это значит заранее готовить детям разочарования в жизни;
в) вообще, надо остерегаться того заблуждения, когда навык к деятельности, нужной или полезной только в этой жизни, считается высшей и последней целью образования детей, а приготовление их к вечности принимается за дело как бы постороннее. К сожалению, это встречается нередко. На способности к достижению земных целей в училищах часто смотрят как на главное дело, будто отечество человека — тление, а цель его бытия — выгоды земной жизни. Так воспитываемые дети легко унижаются до состояния рабочего скота и, ища только земного, вместе теряют небо и землю; потому что без веры и доброй нравственности нет на земле истинного благополучия: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление (Гал. 6, 8).
Для того чтобы такие заведения не только были безвредны, но и доставляли детям истинную пользу, нужно соблюдать следующие правила: а) надо всегда возбуждать в детях стремление все, что ни делают они, делать правильно и как можно лучше; б) при всяком случае надо призывать к деятельности их разум, всегда обращать их внимание на то, как и почему что- либо происходит, и предохранять их от обыкновенного предрассудка делать только по старой привычке, не двигаясь вперед; в) наконец, надо им показывать искусственные приемы, нужные в известных работах, и облегчающие средства и вместе надо изощрять их наблюдательность, чтобы они привыкали замечать все, им встречающееся, и всем пользоваться.
При выборе занятий для детей, без сомнения, нужно брать во внимание как пол и возраст, так и предполагаемое звание детей. Например, детям, приготовляемым к сельской жизни, нужно внушать попечение о садах и огородах, о возделывании полей, о поддержании лесов и т.п.
Особенного внимания заслуживают заведения для девиц. Так как их в будущем ожидают почти исключительно заботы по приготовлению кушанья, ведению домашнего хозяйства и другие, хотя невидные, впрочем, крайне важные предметы обыкновенной жизни, то от воспитания требуется, чтобы будущая хозяйка дома или помощница в хозяйстве была прилично образована и приготовлена к своему назначению.
Из назначения воспитанниц видно, какими преимущественно должны быть их занятия. Необходимое всегда должно занимать первое место. Сюда относятся: присмотр за домашними делами, уменье покупать и сохранять различные продукты, чистое и исправное содержание кухни, приготовление и содержание в чистоте белья и платья, благоразумное старание о рациональном ведении хозяйства в целом, благоразумная попечительность о детях и т.п.