В наше время открывают разные училища, в которых дети обучаются полезным рукоделиям и вообще упражняются в приличной деятельности. Цель важная, и подобные заведения много обеща­ют. Дети здесь не только охотно занимаются и со­держатся под надзором, в то время как, предостав­ленные сами себе, они находились бы в праздности и без присмотра. Но еще получают много пользы как для души, так и для тела, потому что мало-по­малу привыкают к деятельности, так что бездейст­вие становится им в тягость.

Но, чтобы подобные училища соответствовали истинному своему назначению, они должны удовле­творять таким требованиям:

а)   они должны быть заведениями собственно воспитывающими или дающими образование, а не заведениями только для прибыли, где иногда одно корыстолюбие находит свои выгоды. Дети должны трудиться не только для того, чтобы трудиться и ежедневно зарабатывать себе некоторую плату, но чтобы в различных отношениях развивать себя и сделаться со временем способными к обществен­ной жизни;

б) в этих училищах непозволительно воспиты­вать детей так, чтобы детский дух пристрастился к моде, тщеславию, пустым забавам или каким-ни­будь удобствам жизни, которых воспитаннику впо­следствии иметь будет невозможно. Это значит за­ранее готовить детям разочарования в жизни;

в) вообще, надо остерегаться того заблуждения, когда навык к деятельности, нужной или полезной только в этой жизни, считается высшей и последней целью образования детей, а приготовление их к веч­ности принимается за дело как бы постороннее. К сожалению, это встречается нередко. На способнос­ти к достижению земных целей в училищах часто смотрят как на главное дело, будто отечество чело­века — тление, а цель его бытия — выгоды земной жизни. Так воспитываемые дети легко унижаются до состояния рабочего скота и, ища только земного, вместе теряют небо и землю; потому что без веры и доброй нравственности нет на земле истинного бла­гополучия: сеющий в плоть свою от плоти по­жнет тление (Гал. 6, 8).

Для того чтобы такие заведения не только были безвредны, но и доставляли детям истинную пользу, нужно соблюдать следующие правила: а) надо всегда возбуждать в детях стремление все, что ни делают они, делать правильно и как можно лучше; б) при вся­ком случае надо призывать к деятельности их разум, всегда обращать их внимание на то, как и почему что- либо происходит, и предохранять их от обыкновенно­го предрассудка делать только по старой привычке, не двигаясь вперед; в) наконец, надо им показывать ис­кусственные приемы, нужные в известных работах, и облегчающие средства и вместе надо изощрять их на­блюдательность, чтобы они привыкали замечать все, им встречающееся, и всем пользоваться.

При выборе занятий для детей, без сомнения, нужно брать во внимание как пол и возраст, так и предполагаемое звание детей. Например, детям, приготовляемым к сельской жизни, нужно внушать попечение о садах и огородах, о возделывании полей, о поддержании лесов и т.п.

Особенного внимания заслуживают заведения для девиц. Так как их в будущем ожидают почти исключительно заботы по приготовлению кушанья, ведению домашнего хозяйства и другие, хотя не­видные, впрочем, крайне важные предметы обык­новенной жизни, то от воспитания требуется, что­бы будущая хозяйка дома или помощница в хозяй­стве была прилично образована и приготовлена к своему назначению.

Из назначения воспитанниц видно, какими пре­имущественно должны быть их занятия. Необходи­мое всегда должно занимать первое место. Сюда от­носятся: присмотр за домашними делами, уменье по­купать и сохранять различные продукты, чистое и исправное содержание кухни, приготовление и со­держание в чистоте белья и платья, благоразумное старание о рациональном ведении хозяйства в це­лом, благоразумная попечительность о детях и т.п.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top