Разум есть способность составлять ясное и раз­дельное понятие о представляемых предметах или вообще — способность размышлять. К образова­нию этой способности можно приступать очень ра­но, и особенно с того времени, когда ребенок начи­нает говорить. Главная задача воспитателя здесь опять состоит в том, чтобы чаще возбуждать эту способность, руководить и упражнять.

Давно жалуются, что народ упорно держится предрассудков и странных обычаев, не размышляя о том или не желая научиться лучшему. Это, без со­мнения, происходит не от недостатка нужных для этого способностей, ведь для правильного размыш­ления о предметах обыкновенной жизни нет нужды в обширных познаниях. Главная причина этого явле­ния состоит обыкновенно в недостатке возбуждения и упражнения разума. Это можно сказать и о прочих умственных способностях и даже о чувствах, особен­но нравственных. Постоянное упражнение всегда служит главным средством образования. Поэтому желательно, чтобы дети с ранних лет приучались правильно понимать предметы и размышлять о них.

Преимущественно одобряются следующие уп­ражнения:

а)   нужно приучать детей к тому, чтобы они не довольствовались непонятными словами и неясными представлениями, но чтобы все им встречающееся уясняли для себя и обозначали точными выражения­ми. Особенно можно от них требовать этого, когда читают какую-либо книгу. Но для чтения надо вы­бирать такие сочинения или места из них, которые были бы приспособлены к детскому уму и безопасны для их нравственности;

б) можно требовать от детей, чтобы они указы­вали особенные признаки предметов, сравнивали не­сколько предметов между собой и открывали как их сходство, так и различие. Также нужно обращать их внимание на то, какие черты в этих предметах суще­ственные и какие случайные;

в) полезно требовать от детей, чтобы они как для отдельных понятий, так и для целых положений по­степенно привыкали подбирать противоположные понятия и положения;

г) такие предварительные упражнения сами со­бой прокладывают путь к установлению иерархии предметов, в результате чего разум получает общий обзор своих представлений. Это весьма облегчает не только сохранение познаний в памяти, но и употреб­ление их в деле;

д) наконец, воспитанника надо приучать из част­ных данных выводить общие ппавила и начала и, на­оборот, общие начала применять к частным случаям. На этой способности преимущественно основывает­ся здравый человеческий смысл, важности которого никто отвергать не может. Какую пользу принесут детям все общие понятия и правила, если они не на­учатся надлежащим образом употреблять их в дело?

Все указанные упражнения не требуют особен­ных часов учения, но могут быть соединяемы с про­чими уроками и даже с обыкновенной жизнью, а иногда могут быть облекаемы в форму соревнова­тельной игры,— и почти невероятно, как это спо­собствует совершенствованию способности наблю­дения и ясности представлений.

Хотя человек весьма рано начинает рассуждать и всегда имеет в своей природе побуждение к непре­рывному усовершенствованию этой способности, однако он очень легко погружается и в некую духов­ную дремоту, когда сам не судит ни о чем, но всегда бывает только эхом своей библиотеки или чужих мнений. Особенно часто это случается, если детям только говорят или дают уроки, спрашивают у них о слышанном и не упражняют собственного их разума или даже запрещают размышлять, не позволяют произносить своих суждений о предметах. Благора­зумный воспитатель должен не только предостав­лять воспитанникам случаи к упражнению разума, но и побуждать и располагать их к этому.

Здесь нужно соблюдать следующее:

а) не только собственно обучение, но и обыкно­венные явления и случаи,занятия и игры детей, успех их или неудачи и вообще все, встречающееся детям или испытываемое ими, надо направлять к тому, что­бы возбуждать и занимать их рассудительность. При этом всегда нужно заставлять их показывать причи­ны и основания, почему они так или иначе судят;

б) чтобы приучить их к размышлению и некото­рому напряжению силы мышления, надо давать им не слишком легкие вопросы, а такие, трудность ко­торых постепенно возрастала бы. Но при этом нуж­но избегать всякой неумеренности;

в) если суждение детей неосновательно или не­правильно, то воспитатель не должен лишать их бо­дрости и опечаливать посредством насмешек или презрительного тона, да и сам не должен тотчас по­правлять их ошибки, а лучше вести дело так, чтобы погрешивший сам обнаружил свою ошибку и сумел исправить ее. Здесь особенно полезен разговорный способ обучения;

г)   наконец, надо показывать доверие к сужде­нию воспитанника и входить с ним в рассуждение или как бы совещание, как в том или другом случае нужно поступить. В то же время надо обращать вни­мание воспитанника на встречающиеся препятствия и трудности, и если дело произойдет обыкновенным порядком, то опять можно с ним рассуждать, почему вышло такое следствие, а не другое. Это не только возвышает дух воспитанника, но вместе учит его и деятельному благоразумию в жизни.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top