Разум есть способность составлять ясное и раздельное понятие о представляемых предметах или вообще — способность размышлять. К образованию этой способности можно приступать очень рано, и особенно с того времени, когда ребенок начинает говорить. Главная задача воспитателя здесь опять состоит в том, чтобы чаще возбуждать эту способность, руководить и упражнять.
Давно жалуются, что народ упорно держится предрассудков и странных обычаев, не размышляя о том или не желая научиться лучшему. Это, без сомнения, происходит не от недостатка нужных для этого способностей, ведь для правильного размышления о предметах обыкновенной жизни нет нужды в обширных познаниях. Главная причина этого явления состоит обыкновенно в недостатке возбуждения и упражнения разума. Это можно сказать и о прочих умственных способностях и даже о чувствах, особенно нравственных. Постоянное упражнение всегда служит главным средством образования. Поэтому желательно, чтобы дети с ранних лет приучались правильно понимать предметы и размышлять о них.
Преимущественно одобряются следующие упражнения:
а) нужно приучать детей к тому, чтобы они не довольствовались непонятными словами и неясными представлениями, но чтобы все им встречающееся уясняли для себя и обозначали точными выражениями. Особенно можно от них требовать этого, когда читают какую-либо книгу. Но для чтения надо выбирать такие сочинения или места из них, которые были бы приспособлены к детскому уму и безопасны для их нравственности;
б) можно требовать от детей, чтобы они указывали особенные признаки предметов, сравнивали несколько предметов между собой и открывали как их сходство, так и различие. Также нужно обращать их внимание на то, какие черты в этих предметах существенные и какие случайные;
в) полезно требовать от детей, чтобы они как для отдельных понятий, так и для целых положений постепенно привыкали подбирать противоположные понятия и положения;
г) такие предварительные упражнения сами собой прокладывают путь к установлению иерархии предметов, в результате чего разум получает общий обзор своих представлений. Это весьма облегчает не только сохранение познаний в памяти, но и употребление их в деле;
д) наконец, воспитанника надо приучать из частных данных выводить общие ппавила и начала и, наоборот, общие начала применять к частным случаям. На этой способности преимущественно основывается здравый человеческий смысл, важности которого никто отвергать не может. Какую пользу принесут детям все общие понятия и правила, если они не научатся надлежащим образом употреблять их в дело?
Все указанные упражнения не требуют особенных часов учения, но могут быть соединяемы с прочими уроками и даже с обыкновенной жизнью, а иногда могут быть облекаемы в форму соревновательной игры,— и почти невероятно, как это способствует совершенствованию способности наблюдения и ясности представлений.
Хотя человек весьма рано начинает рассуждать и всегда имеет в своей природе побуждение к непрерывному усовершенствованию этой способности, однако он очень легко погружается и в некую духовную дремоту, когда сам не судит ни о чем, но всегда бывает только эхом своей библиотеки или чужих мнений. Особенно часто это случается, если детям только говорят или дают уроки, спрашивают у них о слышанном и не упражняют собственного их разума или даже запрещают размышлять, не позволяют произносить своих суждений о предметах. Благоразумный воспитатель должен не только предоставлять воспитанникам случаи к упражнению разума, но и побуждать и располагать их к этому.
Здесь нужно соблюдать следующее:
а) не только собственно обучение, но и обыкновенные явления и случаи,занятия и игры детей, успех их или неудачи и вообще все, встречающееся детям или испытываемое ими, надо направлять к тому, чтобы возбуждать и занимать их рассудительность. При этом всегда нужно заставлять их показывать причины и основания, почему они так или иначе судят;
б) чтобы приучить их к размышлению и некоторому напряжению силы мышления, надо давать им не слишком легкие вопросы, а такие, трудность которых постепенно возрастала бы. Но при этом нужно избегать всякой неумеренности;
в) если суждение детей неосновательно или неправильно, то воспитатель не должен лишать их бодрости и опечаливать посредством насмешек или презрительного тона, да и сам не должен тотчас поправлять их ошибки, а лучше вести дело так, чтобы погрешивший сам обнаружил свою ошибку и сумел исправить ее. Здесь особенно полезен разговорный способ обучения;
г) наконец, надо показывать доверие к суждению воспитанника и входить с ним в рассуждение или как бы совещание, как в том или другом случае нужно поступить. В то же время надо обращать внимание воспитанника на встречающиеся препятствия и трудности, и если дело произойдет обыкновенным порядком, то опять можно с ним рассуждать, почему вышло такое следствие, а не другое. Это не только возвышает дух воспитанника, но вместе учит его и деятельному благоразумию в жизни.