Святая христианская вера не есть только частное вспомогательное средство к усовершенствованию в добродетели, как ложно думают некоторые, напротив, она есть корень, который только один, проникая в сердце человека и оплодотворяясь Духом Божиим, может приносить плоды вечной жизни. Но Дух Божий действует не без нашего свободного содействия и не без посредства других.
Общие меры
Первая обязанность воспитателя — предохранять воспитанников от неблагонравия. Для этого он должен подвергать их взысканию и за маловажные по видимости проступки, иначе воспитанники сделаются невнимательными к своим погрешностям: ни во что ставящий малое мало-помалу придет в упадок (Сир. 19, 1),— говорит мудрый.
Можно сказать, что в детском и юношеском возрасте ни одного проступка не нужно считать незначительным: и малое, если не будет вовремя замечено и остановлено, сделается наконец великим. Нередко видим, что самые большие преступления, совершенные в зрелых летах, произошли, как из семени, из маловажных по-видимому шалостей, допущенных в молодости.
Удерживать детей от худого не значит еще исполнять весь долг воспитателя. Человеку надо не только избегать зла, но и приобретать любовь к Богу и ближним, и приносить плоды святой любви. А для того чтобы эта любовь в детях постепенно приобретала все большее поле деятельности и удобнее достигала возможной полноты, весьма полезно заранее приучать их к послушанию. Для этой цели можно действовать на них чувственными побуждениями, наказаниями и наградами. Всего же лучше с самых ранних лет постоянно упражнять их в самоотвержении, которое частью предполагает, частью делает излишними прочие исправительные меры.
Чувственные склонности в настоящем нашем состоянии весьма часто противятся духу и подвергают его жестоким борениям (Гал. 3,17; Прем. 9,15). Тем важнее для человека не только обуздывать их, но и обращать в средство для достижения высших целей. А последнее делается возможным, когда добродетель представляют нам в таких чертах, что и чувственные наши склонности находят в ней свои выгоды.
Воспитывать может одна любовь, а любовь требует не только ласковости, но и строгости: той и другой надо удерживать молодого человека на прямом пути, чтобы он достигал и временного, и вечного своего назначения. Впрочем, в наказаниях не нужно быть опрометчивым. Тот, кто наказывает слишком часто и без крайней нужды, сами наказания делает недейственными.
Наказания необходимы тогда, когда в воспитаннике чувственность берет верх, и ни убеждения разума, ни естественные последствия худого поступка не могут остановить ее стремлений, особенно если требуется скорое противодействие. Весьма ошибаемся мы, когда надеемся только словами обуздать чувственные пожелания и думаем, что и без наказаний, одним словесным вразумлением, всегда можно направлять волю воспитанника к порядку.
Для того чтобы детей не только удерживать от худых поступков, но и поощрять к точному исполнению долга, всегда употреблялись награды. Сам
Бог, преблагий Отец и Воспитатель рода человеческого, когда народ израильский находился еще в детском возрасте, обещал ему земное счастье и благосостояние, если будет верно соблюдать Его заповеди и повеления; а нам, возрожденным водою и Духом и введенным в свободу чад Божиих, обещан также неувядаемый венец на небе. Даже и в этой жизни добрые дела сопровождаются счастливыми для нас последствиями.
Если бы человек пребыл всегда таким, каким он первоначально вышел из рук Творца, то есть правым и неповрежденным, то для него не стоило бы никакого труда всецело быть преданным Богу и любить Его всем сердцем, а ближних, как самого себя; ибо душа его, возвышаемая и укрепляемая Божественной благодатью, всегда чувствовала бы, что она для того и сотворена, чтобы постоянно стремиться к Богу и всегда пребывать в тесном общении с Ним.
Вопрос о средствах совершенствования нравственности, кажется, уже решен. Нравственность сохраняется и совершенствуется через совершенствование человека в истинном благочестии, ибо только святая вера есть живой источник нравственной жизни.
Хотя первоначальное согласие наших наклонностей и их прямое направление к Богу расстроено грехом, однако посредством этого не уничтожились нравственные способности, вложенные Творцом в душу человека. Это доказывает детский возраст. Он еще не осквернен господствующими в мире греховными страстями, и в детской душе еще находим мы некоторые довольно ясные черты помраченного через грех образа Божия.
По мере того как ребенок, оставляя игры, переходит в возраст серьезной деятельности, и цветы детского возраста неприметно должны созревать в прекрасные плоды. Впрочем, никоим образом не следует разрушать возрастание детства, напротив, оно все более и более должно развиваться и укрепляться, пока, совершенно укоренившись на почве святой веры и отсюда заимствуя все соки и жизнь, не возрастет, наконец, в совершенное дерево.