Хотя первоначальное согласие наших наклонностей и их прямое направление к Богу расстроено грехом, однако посредством этого не уничтожились нравственные способности, вложенные Творцом в душу человека. Это доказывает детский возраст. Он еще не осквернен господствующими в мире греховными страстями, и в детской душе еще находим мы некоторые довольно ясные черты помраченного через грех образа Божия.
Совокупность этих следов первобытной невинности и делает для нас детей настолько любезными и приятными. Нас влечет и привязывает к ним не одна приятность лица; основанием этой привязанности служат те свойства невинной детской души, которые обнаруживаются во внешности и выражаются на их лице. От этого читатель так охотно останавливается на том месте, где описывается, как Богочеловек Сам призывал детей к Себе, обнимал их, возлагал на них руки и преподавал им Свое Божеское благословение (Мк. 10,13-16).
Главные черты невинной детской души следующие: искренняя доверчивость, непритворное смирение, охотное признание своей зависимости от других, сердечная привязанность к своим родителям и полная преданность им, простота, ничем не возмущаемая откровенность и прямодушие, чуждое всякой зависимости благожелательство ко всем и веселая живость.
Эти детские свойства таковы, что и наше сердце, уже испорченное многими греховными желаниями и чувствами, должно стремиться опять приобрести их. Спаситель говорит: Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное (Мф. 18, 3). Блаженна та душа, которая среди беспокойств настоящей жизни сохранила эту небесную драгоценность или, обратившись к Богу, опять приобрела ее!
Родители должны не только охранять эти нежные цветы детства, чтобы не подкралась к ним какая-нибудь змея и не отравила их ядом греха, но и всеми мерами стараться, чтобы эти цветы все более и более раскрывались, совершенствовались и приносили плоды. Средства, служащие этому, можно разделить на два вида: на предохранительные и собственно образовательные.
Относительно предохранительных средств можно заметить, что прекрасные свойства невинной детской души теряются по следующим причинам:
а) от слишком строгого, более жесткого, нежели отеческого, обхождения с детьми. Прежде не раз было замечено, что воспитание не должно расслаблять или изнеживать детей, но должно быть благоразумно строгим. Главное свойство невинного детства, то есть любовь, может быть питаемо и усовершенствованно только любовью. Поэтому если дети всегда слышат одни угрозы и упреки и подвергаются неумеренным наказаниям, то сердце их естественно делается холодным, душа грубеет и все существо унижается чувством тяжелого рабства;
б) когда родители не могут возбудить в своих детях уважение к себе. Как могут развиваться упомянутые свойства детского сердца, если дети видят в своих родителях явно безнравственные качества, например: пьянство, обман и лукавство, грубые порывы гнева, или если родители на глазах своих детей ссорятся, бранятся, проклинают друг друга и, может быть, даже самим делом оскорбляют один другого и т.п.;
в) от проявления явного родительского пристрастия, когда родители ласкают одного из своих детей, оскорбляя тем самым других. От этого равно терпят вред как любимцы, так и пренебрегаемые. Отсюда видно, почему воспитание часто бывает неудачно, особенно в тех семействах, где дети происходят от разных супружеств. Очень трудно неродному отцу или неродной матери оказывать совершенно равную любовь как чужим, так и своим родным детям, а еще труднее удерживаться от всякого проявления пристрастия;
г) от слишком раннего и одностороннего образования разума и от недостаточного или превратного образования сердца. Особенный вред наносят детям, если с ранних лет возбуждают в них наклонность к умничанью;
д) от худой привычки или, может быть, даже от намеренного побуждения детей к притворству, лицемерию, обману и т.п. Невинность детства чрезвычайно быстро разрушается пороком нецеломудрия. Впрочем, об этом сказано будет после.
Бесконечно премудрый Творец являет Свое попечение о пробуждении прекрасных свойств детства и в том, что, по Его Божественному определению, ребенок является на свет таким бедным и бессильным, а сердце родителей, и особенно нежное сердце матери, имеет удивительную любовь к ребенку. И счастливо новорожденное, нежное дитя, если ему достается истинно добрая и чувствительная мать!
Любовь, с какой она ласкает своего ребенка и печется о нем, есть для него то же, что для нежных растений благоприятная весна; кроткий взор матери для него есть как бы весеннее солнце. Тогда Богом положенные в душу ребенка семена скоро возрастут и прекрасно поднимутся вверх. Хотя душа ребенка до времени и не осознает себя, но это продолжается не долго; скоро она с неподражаемой приятностью отражается на устах и в первой радостной улыбке встречается с восхищенным взором матери.
Когда ребенок подрастет и мало-помалу достигнет некоторого самосознания, тогда возбужденная в сердце его любовь с каждым днем все будет более развиваться и при благоприятствующих внешних обстоятельствах наконец расцветет во всех тех проявлениях, которые мы назвали прекрасными свойствами невинного детства.
Очень невыгодное, по-видимому, время детской беспомощности составляет для ребенка величайшее благодеяние. Чтобы стало бы с образованием рода человеческого, если бы ребенок, подобно молодому животному, спустя несколько недель мог убегать от своих родителей и жить сам по себе!
А теперь, по причине медленного укрепления физических и нравственных сил, ребенок много лет находится в совершенной зависимости от родителей или воспитателей, и та постоянная и живая любовь, с какой родители пекутся о ребенке, пробуждает в душе его росток всего благородного и произращает прекрасные цветы, из которых по достижении совершеннолетия родятся благословенные плоды.
Прочие средства, способствующие образованию прекрасных свойств детской души, объясняются из выше приведенных замечаний о предохранительных мерах. Заслуживают особенного внимания следующие предметы, необходимые для сохранения прекрасных свойств детской души:
а) благоразумная любовь в обхождении и с каждым из детей порознь, и со всеми вместе. Даже сами наказания, назначаемые детям, всегда должны ясно выражать любовь к ним;
б) сохранение в детях веселости и стремления к деятельности;
в) правильное развитие способности чувств или сердца;
г) нежная забота о сохранении детской невинности, о том, чтобы ни один порок своим дыханием не затемнил зеркала детской души;
д) особенно раннее возбуждение чувства веры, когда ребенок, насколько это возможно,— словами, взорами и движениями, особенно же представляющимся ему примером добрых родителей,— призывается к невидимому Отцу и вверяется Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу.