Вопрос о средствах совершенствования нравственности, кажется, уже решен. Нравственность сохраняется и совершенствуется через совершенствование человека в истинном благочестии, ибо только святая вера есть живой источник нравственной жизни.
Смотря по тому, течет или иссякает этот источник,— цветет или умирает и небесное растение, которое мы называем христианской добродетелью и которое есть не что иное, как вера, действующая любовью. Впрочем, здесь мы будем говорить не столько о внутреннем животворном начале нравственности, сколько о возможно полном раскрытии и обнаружении ее; покажем, как должна действовать вера на деятельный (практический) ум человека, чтобы он знал свои обязанности и умел прилагать закон к своим действиям.
Хотя установленная Иисусом Христом спасительная вера содержит в себе некоторые чисто положительные предписания, при которых нам не остается ничего другого делать, как только верой принимать и исполнять их, каковы, например, постановления, относящиеся к Святым Таинствам, однако она не исключает и употребления нашего разума, если только он возбуждается, просвещается и предохраняется от заблуждений посредством Божественного Откровения. Поэтому о вечном Слове, бывшем у Бога в начале и соделавшемся плотию во времени, говорится: Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир (Ин. 1, 9).
То же означают и слова святого Захарии, когда, вдохновенный свыше, он присовокупил, что Слово пришло просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира (Лк. 1, 79). От этого Божественного Светильника человеческий разум всегда должен заимствовать просвещение и образование, ибо духовное наше око видит только в той мере, в какой само озаряется Его светом. Раскрытие и образование деятельного ума совершается, особенно у детей, не посредством ученых объяснений, но следующими путями:
а) когда наставник хорошо подобранными примерами и изречениями Св. Писания объясняет сокрытую в человеке идею справедливости и долга;
б) когда он часто предоставляет воспитаннику возможность произносить свое суждение о нравственном достоинстве или недостоинстве частных поступков, взятых из истории или из обыкновенной жизни;
в) также, когда он внушает воспитаннику, посредством примеров, что мы, для достижения высшей нравственности, должны не только делать угодное Богу, но делать именно потому, что это угодно Ему, то есть никогда не упускать из виду высших побуждений и действовать по этим побуждениям;
г) когда он знакомит воспитанника с правилами нравственного вменения, указывая на опыты, особенно же показывая ему, как сами последствия наших поступков и даже действия других могут вмениться нам в заслугу или привести к обвинению;
д) наконец, когда он учит воспитанника, как частные поступки подводить под общие правила и общие правила прилагать к деятельной жизни и к частным ее случаям.
Для того чтобы ознакомить ребенка с частными его нравственными обязанностями, не нужно с ранних лет раскрывать ему эти обязанности подробно, на уровне науки. Напротив, в первые годы надо наставлять ребенка только в том, что ему теперь нужно делать. Такое наставление необходимо как можно более приближать к слабым его понятиям, например, показывая, как он должен вести себя в церкви и в училище, как соблюдать приличие дома, в обхождении со своими родителями, братьями и сестрами, с лугами, посторонними людьми, словом, со всеми, к кому он имеет отношение.
А по мере того как круг его зрения расширяется, и жизнь его становится многообразнее, и эти наставления должны быть предлагаемы полнее и основательнее. Только никогда не нужно забывать, что дети охотнее доверяют своим глазам, нежели слуху, и поэтому лучшим наставлением для них служит добрый пример тех, с коими они общаются.
Выше уже было замечено, что детям только в общих чертах надо делать предостережения от тех пороков, о которых им еще нет нужды иметь ясные понятия; например, о грехах, противных целомудрию, надо говорить вообще, как о пороках отвратительных, которых они должны стыдиться перед Богом и Ангелами, хотя бы этих пороков не замечал ни один человек. Впрочем, как ни часто нужно напоминать детям об их обязанностях, по причине их непостоянства, не следует докучливо твердить им одно и то же, всегда и везде, потому что это возбуждает отвращение и скуку.