Общие меры
Первая обязанность воспитателя — предохранять воспитанников от неблагонравия. Для этого он должен подвергать их взысканию и за маловажные по видимости проступки, иначе воспитанники сделаются невнимательными к своим погрешностям: ни во что ставящий малое мало-помалу придет в упадок (Сир. 19, 1),— говорит мудрый.
Можно сказать, что в детском и юношеском возрасте ни одного проступка не нужно считать незначительным: и малое, если не будет вовремя замечено и остановлено, сделается наконец великим. Нередко видим, что самые большие преступления, совершенные в зрелых летах, произошли, как из семени, из маловажных по-видимому шалостей, допущенных в молодости.
Воспитатель обязан особенно заботиться о сохранении в воспитанниках детской невинности. По духовном возрождении Таинством Крещения, невинное дитя в спасительном вертограде Христовой Церкви растет и цветет, как молодая и свежая ветвь на божественной виноградной лозе. Тело его освящено в жилище Богу, и в нежном сердце его царствует освящающая благодать Духа Божия. Не чувсвуя в себе внутренних упреков, невинные дети живут как бы в блаженном Эдеме, и Сам Дух свидетельствует духу их, что они чада Божии и сонаследники Христовы.
Иногда сами родители своими внушениями, щедрыми похвалами и изъявлением удовольствия порождают в детях тщеславие, чрезмерное желание нравиться, лицемерие, зависть и т.п. Впоследствии, может быть, и захотят они искоренить в детях такие плевелы, но с прискорбием увидят, что злые навыки уже прочно укоренились и усилились. Впрочем, при этом родители или воспитатели часто и не думают о том, что сами они первые посеяли вредное семя на ниве детской души и способствовали тому, чтобы оно произросло и усилилось до такой степени.
В каждом человеке есть склонность ко злу, но она обнаруживается в разных видах и в различной степени. Поэтому воспитателю необходимо узнавать личные качества воспитанников. Это дело весьма трудное. Не знающий хорошо своего воспитанника не может быть уверен в добрых последствиях воспитания. Но как легко ошибиться в суждении о качествах воспитанника!
Родители и воспитатели часто бывают не свободны от пристрастия. В любимых детях им иногда кажутся достойными любви сами их недостатки, а в нелюбимых не нравится и доброе. Да и при беспристрастном отношении нужны долговременное наблюдение, строгая разборчивость и большое искусство, чтобы по видимым поступкам детей сделать верное заключение о их нравственном состоянии.
Здесь воспитатель должен обращать особое внимание на образ мыслей, на поведение родителей и домашних воспитанника и на то, как обходились с ним прежде. Кому известен дух, господствующий в родительском доме и в кругу людей, близких к воспитаннику, тот в состоянии будет объяснить многое в душе ребенка и таким образом отличит врожденные его качества от наклонностей и привычек, полученных через общение с людьми.
Воспитатель не должен также упускать из вида умственные способности своего воспитанника. Раскрывающиеся дарования часто сопровождаются порывами к своеволию. Воспитателю необходимо учитывать и то, каковы в воспитаннике сила воображения и раздражительность чувств, так как все это имеет большое влияние на сердце.
Познав личные качества воспитанника, воспитатель должен считаться с ними в деле воспитания, чтобы тем благоуспешнее достигнуть цели, ибо как склонности в детях бывают различны, так и обхождение с ними должно быть различно. Один и тот же предмет может на одного произвести очень слабое впечатление, а на другого, напротив, очень сильное.
Впрочем, воспитатель никогда не должен слишком много полагаться на добрые нравственные качества и на твердость характера своих воспитанников. Иные склонности обнаруживаются в человеке не постепенно, но вдруг, поэтому предосторожность должна предупреждать случаи раскрытия худых наклонностей и тогда, когда по-видимому не представляется близкой опасности.
Но нужно ли юношеский возраст держать вдалеке от всех опасностей, обольщений и искушений? Чего можно ожидать от молодого человека, если без предварительного испытания нравственных сил вдруг ввести его в свет и среди всех опасностей общественной жизни предоставить его самому себе? Устоит ли тогда его добродетель? Хотя для того чтобы предохранить детей от всех возможных искушений, не хватит человеческой проницательности, но воспитатель обязан удалять от них, по крайней мере, те опасности и соблазны, которые можно миновать и которые для невинности наиболее бедственны.
А в случае неминуемых искушений не надо допускать того, чтобы воспитанник встречал их, нимало не предостереженный и ничем не защищенный. Напротив, нужно благоразумно подготавливать его к искушению, укреплять в нем добрую волю, стараться, чтобы он черпал для себя новые силы преимущественно в молитве и в сыновнем страхе Божием. Можно считать, что многое уже приобретено, если будет уменьшена привлекательность худого поступка.
Человек никогда не желает зла, как зла, но привлекается ко злу потому, что думает найти в нем удовольствие или ожидает от него выгод. Поэтому нужно, чтобы дети не слышали низких похвал грубым чувственным наслаждениям, богатству или чему-либо другому из земных благ. Также не нужно давать им романтических описаний, в которых привлекательными чертами изображаются порывы юношеской вольности и т.п.
Напротив, надо, чтобы они всегда видели в нас презрение и отвращение ко всему, что противно совести и истинному назначению человека; надо как можно чаще обращать внимание воспитанника на печальные последствия греха и никогда не допускать, чтобы он из непозволительного поступка извлекал для себя выгоду. Если, например, он взял чужое, то не позволяйте ему пользоваться этим, а заставьте его непременно возвратить похищенное или сделать приличное вознаграждение за свою несправедливость и т. п.