Общие меры

Первая обязанность воспитателя — предохра­нять воспитанников от неблагонравия. Для этого он должен подвергать их взысканию и за маловажные по видимости проступки, иначе воспитанники сдела­ются невнимательными к своим погрешностям: ни во что ставящий малое мало-помалу придет в упа­док (Сир. 19, 1),— говорит мудрый.

Можно сказать, что в детском и юношеском возрасте ни одного проступка не нужно считать не­значительным: и малое, если не будет вовремя заме­чено и остановлено, сделается наконец великим. Нередко видим, что самые большие преступления, совершенные в зрелых летах, произошли, как из се­мени, из маловажных по-видимому шалостей, допу­щенных в молодости.

Воспитатель обязан особенно заботиться о со­хранении в воспитанниках детской невинности. По духовном возрождении Таинством Крещения, не­винное дитя в спасительном вертограде Христовой Церкви растет и цветет, как молодая и свежая ветвь на божественной виноградной лозе. Тело его освя­щено в жилище Богу, и в нежном сердце его царст­вует освящающая благодать Духа Божия. Не чувсвуя в себе внутренних упреков, невинные дети живут как бы в блаженном Эдеме, и Сам Дух свидетельствует духу их, что они чада Божии и сонаследники Христовы.

Иногда сами родители своими внушениями, ще­дрыми похвалами и изъявлением удовольствия по­рождают в детях тщеславие, чрезмерное желание нравиться, лицемерие, зависть и т.п. Впоследствии, может быть, и захотят они искоренить в детях такие плевелы, но с прискорбием увидят, что злые навыки уже прочно укоренились и усилились. Впрочем, при этом родители или воспитатели часто и не думают о том, что сами они первые посеяли вредное семя на ниве детской души и способствовали тому, чтобы оно произросло и усилилось до такой степени.

В каждом человеке есть склонность ко злу, но она обнаруживается в разных видах и в различной степени. Поэтому воспитателю необходимо узнавать личные качества воспитанников. Это дело весьма трудное. Не знающий хорошо своего воспитанника не может быть уверен в добрых последствиях воспи­тания. Но как легко ошибиться в суждении о качест­вах воспитанника!

Родители и воспитатели часто бывают не сво­бодны от пристрастия. В любимых детях им иногда кажутся достойными любви сами их недостатки, а в нелюбимых не нравится и доброе. Да и при беспри­страстном отношении нужны долговременное на­блюдение, строгая разборчивость и большое искус­ство, чтобы по видимым поступкам детей сделать верное заключение о их нравственном состоянии.

Здесь воспитатель должен обращать особое вни­мание на образ мыслей, на поведение родителей и домашних воспитанника и на то, как обходились с ним прежде. Кому известен дух, господствующий в родительском доме и в кругу людей, близких к вос­питаннику, тот в состоянии будет объяснить многое в душе ребенка и таким образом отличит врожден­ные его качества от наклонностей и привычек, полу­ченных через общение с людьми.

Воспитатель не должен также упускать из вида умственные способности своего воспитанника. Рас­крывающиеся дарования часто сопровождаются по­рывами к своеволию. Воспитателю необходимо учи­тывать и то, каковы в воспитаннике сила воображе­ния и раздражительность чувств, так как все это имеет большое влияние на сердце.

Познав личные качества воспитанника, воспита­тель должен считаться с ними в деле воспитания, чтобы тем благоуспешнее достигнуть цели, ибо как склонности в детях бывают различны, так и обхож­дение с ними должно быть различно. Один и тот же предмет может на одного произвести очень слабое впечатление, а на другого, напротив, очень сильное.

Впрочем, воспитатель никогда не должен слиш­ком много полагаться на добрые нравственные каче­ства и на твердость характера своих воспитанников. Иные склонности обнаруживаются в человеке не по­степенно, но вдруг, поэтому предосторожность должна предупреждать случаи раскрытия худых на­клонностей и тогда, когда по-видимому не представ­ляется близкой опасности.

Но нужно ли юношеский возраст держать вда­леке от всех опасностей, обольщений и искушений? Чего можно ожидать от молодого человека, если без предварительного испытания нравственных сил вдруг ввести его в свет и среди всех опасностей об­щественной жизни предоставить его самому себе? Устоит ли тогда его добродетель? Хотя для того что­бы предохранить детей от всех возможных искуше­ний, не хватит человеческой проницательности, но воспитатель обязан удалять от них, по крайней мере, те опасности и соблазны, которые можно миновать и которые для невинности наиболее бедственны.

А в случае неминуемых искушений не надо допу­скать того, чтобы воспитанник встречал их, нимало не предостереженный и ничем не защищенный. Напро­тив, нужно благоразумно подготавливать его к иску­шению, укреплять в нем добрую волю, стараться, что­бы он черпал для себя новые силы преимущественно в молитве и в сыновнем страхе Божием. Можно счи­тать, что многое уже приобретено, если будет умень­шена привлекательность худого поступка.

Человек никогда не желает зла, как зла, но при­влекается ко злу потому, что думает найти в нем удовольствие или ожидает от него выгод. Поэтому нужно, чтобы дети не слышали низких похвал гру­бым чувственным наслаждениям, богатству или че­му-либо другому из земных благ. Также не нужно давать им романтических описаний, в которых при­влекательными чертами изображаются порывы юно­шеской вольности и т.п.

Напротив, надо, чтобы они всегда видели в нас презрение и отвращение ко всему, что противно со­вести и истинному назначению человека; надо как можно чаще обращать внимание воспитанника на печальные последствия греха и никогда не допус­кать, чтобы он из непозволительного поступка из­влекал для себя выгоду. Если, например, он взял чу­жое, то не позволяйте ему пользоваться этим, а за­ставьте его непременно возвратить похищенное или сделать приличное вознаграждение за свою неспра­ведливость и т. п.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top