Воспитывать может одна любовь, а любовь требует не только ласковости, но и строгости: той и другой надо удерживать молодого человека на прямом пути, чтобы он достигал и временного, и вечного своего назначения. Впрочем, в наказаниях не нужно быть опрометчивым. Тот, кто наказывает слишком часто и без крайней нужды, сами наказания делает недейственными.
Наказания необходимы тогда, когда в воспитаннике чувственность берет верх, и ни убеждения разума, ни естественные последствия худого поступка не могут остановить ее стремлений, особенно если требуется скорое противодействие. Весьма ошибаемся мы, когда надеемся только словами обуздать чувственные пожелания и думаем, что и без наказаний, одним словесным вразумлением, всегда можно направлять волю воспитанника к порядку.
Напрасно мечтаем мы, будто наша любовь к человечеству возведена на высшую степень, если ни в каком случае при воспитании не дозволяем себе мер благоразумной строгости. Напротив, это показывает не полноту, а недостаток нашей любви к человеку.
Из этого видно только то, что мы не знаем ни благих плодов той крепкой любви, которая, любя, наказывает, ни губительных последствий той слабой любви, которая отвергает всякое наказание. Кому нужны на это доказательства,— пусть заглянет в смирительные и рабочие дома: там нередко слышны жалобы, произносимые со слезами и неутешной скорбью: «О, если бы отец и мать наказали меня за первое худое дело, не был бы я теперь таким извергом перед Богом и людьми!»
Возникает вопрос: какие наказания лучше употреблять родителям и воспитателям? Никогда не надо употреблять такое наказание, которое не ведет к цели или более вредно, нежели полезно. А таким наказание бывает, когда им повреждается здоровье наказываемого, подавляется в нем чувство стыда и чести, в прочих же детях, свидетелях наказания, возбуждается какое-нибудь вредное чувство, например, презрение, жестокосердие и т. п.
Следует всегда избирать такие наказания, которые соответствуют настоящей потребности, сообразны с качествами виноватого и его товарищей и, по всей вероятности, могут обещать добрые последствия. Здесь приведем следующие пояснения:
а) те наказания всегда лучше, которые как естественные последствия сами собой вытекают из поступка. В таком случае, кажется, не воспитатель определяет наказание воспитаннику, а воспитанник сам себя наказывает;
б) степень наказания надо определять исходя из того, каким оно должно быть, чтобы могло произвести желаемое действие. Провинившегося воспитанника надо наказывать не для того, чтобы за равное воздать равным, но чтобы исправить его и предохранить от проступков на будущее время.
Поэтому маловажные, но обратившиеся в привычку проступки требуют иногда более сильного вразумления, нежели иной важный проступок, в который воспитанник вовлечен нечаянно — обстоятельствами, вопреки своему расположению. Из этого правила можно делать исключение тогда только, когда строгое наказание бывает необходимо для предостережения других или когда оно заранее уже объявлено, и воспитатель должен выполнить свои угрозы, чтобы не показать воспитаннику примера непостоянства и не возбудить в нем надежды отмены наказания;
в) при выборе наказаний надо обращать внимание на личные качества провинившегося, на его физические свойства, на темперамент, возраст, пол, звание, чувствительность и прежнее с ним обращение;
г) наконец, нужно предусматривать, какое впечатление произведет наказание на товарищей наказываемого. Пусть оно послужит для всех спасительным предостережением, но надо опасаться, чтобы чрезмерным унижением одного не произвести огорчения или даже явного ропота в других.
Надо уметь не только выбрать наказание, но и привести его в исполнение. Много значит тот образ действия, какому следует наказывающий прежде наказания, в самом наказании и после наказания. Прежде наказания нужно соблюдать следующие правила:
а) первое и непременное условие, которое необходимо строго выполнять воспитателю,— сохранять беспристрастную любовь к справедливости, поступать рассудительно, верно своему правилу, не своенравно и независимо от посторонних влияний. Более всего огорчается наказываемый, когда учитель все прощает другим, особенно богатым или своим любимцам, а с него одного строго взыскивает за каждый проступок. Неприятное впечатление также остается у наказанного, когда воспитатель подвергает его наказанию по собственному своенравию либо по преувеличенному, а иногда и совсем ложному наговору других;
б) никогда не надо наказывать, не удостоверившись в действительности проступка;
в) если не опасно отложить на время наказание, то лучше не наказывать виновного в самую минуту проступка, но прежде дать ему прийти в себя и осознать свою виновность. Наказание, объявленное виновному, но не сразу приводимое в исполнение, оставляет по себе сильное впечатление и томительный страх, что часто действует сильнее, нежели само наказание.
Во время наказания воспитателю не нужно увлекаться гневом или другой страстью. Наказывать надо с рассуждением и спокойно; пусть все в тебе показывает, что ты приступаешь к такому неприятному делу только по необходимости и из любви к долгу.
Ни слезы и сопротивления виновного, ни ходатайства других не должны удерживать от совершения наказания, как скоро оно признано необходимым. В том нет истинной любви, кто из ложного сострадания боится дотронуться ран, которые нужно лечить, и тем дает им загноиться.
Наконец, все окружающие виновного, хотя бы и имели различные мнения о назначенном ему наказании, по крайней мере, должны молчать о том в присутствии наказываемого. Большой вред, если отец и мать при детях спорят между собой о назначении им наказания, а также если мальчика, наказанного отцом или в училище, нежная мать или родственники берут под свое покровительство, ласкают и стараются утешить подарками.
После наказания нужно проследить, какое впечатление произвело оно на наказанного. При этом надо как можно более облегчать для него исправление и остерегаться особенно следующих крайностей:
а) не нужно мучить наказанного новыми упреками, не нужно показывать ему гневного вида, или рассказывать о случившемся всем знакомым, или, что хуже того, насмехаться над ним;
б) равным образом не нужно наказанного тотчас после наказания ласкать, оказывать к нему сострадание и как бы сознаваться, что с ним поступили слишком строго. Этим правилом часто пренебрегают родители, не умеющие владеть собой: они обыкновенно во время наказания выходят из себя, а когда гнев пройдет, уступают чувству родительской нежности и стараются подарками и ласками как бы задобрить наказанное дитя.
Всего приличнее родителям и воспитателям после наказания сохранять равнодушный, не суровый и не слишком ласковый вид, но в той мере увеличивать свою ласковость к наказанному, в какой будет он показывать признаки желаемого исправления.