К принятию Таинства Евхаристии надо подготавливать детей с самых ранних лет, ибо Святая Церковь, не лишая младенцев Таинства Крещения и саботясь о наискорейшем принятии их в свои недра, чтобы они не были чужды общения со Христом и участия в благодатных Дарах Его, в то же время преподает им Таинство Тела и Крови Христовых, чтобы они, возрожденные от воды и Духа, принимая божественную Пищу, возрастали и укреплялись в духовной жизни.
Родители и воспитатели должны помнить, что духовная жизнь зависит не от нас, но от благодати Духа Христова, и что нам надо бояться противодействовать Святому Духу и стараться устранять все, Ему не угодное.
Дети до того времени, пока не сделаются способными различать добро и зло и поступать свободно согласно понятиям о своих обязанностях, еще не мо- гуг сами по себе противиться Духу Христову, ибо они очистились от грехов в купели Крещения и сохраняют невинность благодатного возрождения. I 1оэтому Святая Церковь, как любвеобильная мать, беспрепятственно допускает их к Божественной трапезе Тела и Крови Христовых.
Но подобно тому как при Крещении вместо делают обеты их восприемники, так и теперь, когда дети еще ничего не понимают, мать или воспитательница, принося ребенка к Таинству, должна делать это со всем вниманием и благоговением, как бы сама вместе с детьми приступая к Божественному Т аинству.
И во всякое другое время, а особенно перед причащением ребенка Святых Таин, мать, кормилица и все, окружающие его, обязаны с истинной христианской осторожностью обращаться с ним: не делать, не говорить, не мыслить близ него ничего неприличного и противного детской невинности и Таинству, чтобы благодать Духа Христова беспрепятственно осеняла ребенка и пребывала в нем. Здесь надо вспомнить слова Господа Спасителя, внушающие благоговейное внимание к детям, охраняемым Ангелами Божиими: Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного (Мф. 18, 10).
Когда дети начинают понимать объяснения священных предметов веры, надо внушать им здравые понятия о великом Таинстве Причащения. Нельзя ребенку раскрывать внутреннее Божественное достоинство Евхаристии: это было бы выше младенческого разума. Но благоразумная мать или воспитательница найдет возможность внушить ему благоговение к Таинству и искреннее желание приобщиться его.
Пусть она, применяясь к детскому разуму, говорит ребенку о том, что Отец Небесный, по благости Своей и любви к людям, через служителей алтаря, подает нам Божественную Пищу, которая питает тело и душу и которая необходима, чтобы мы были угодными Богу и святым Ангелам Его.
Поэтому надо желать причащаться этой от Бога подаваемой Пищи, надо благодарить Господа и любить Его за это. Такие и подобные понятия о Божественном достоинстве Святого Таинства надо внушать детям с первым раскрытием их смысла, повторять, уяснять и поддерживать эти понятия по мере постепенного возрастания их тела и разума.
В то же время надо внушать детям уважение и любовь к служителям алтаря, чтобы они приступали к Господней Чаше и принимали Святые Дары охотно, без страха и смущения. Если ребенок неохотно приступает к Таинству, то это обыкновенно бывает следствием невнимания или неопытности тех, кто должен заботиться о его воспитании.
Невинное дитя, еще сохраняющее благодать, полученную в купели Крещения, и охраняемое добрым Ангелом, не может не желать Ангельской Пищи и тесного единения со Христом Спасителем через причащение Божественного Тела и Крови. Только надо приводить его ко Христу, указывать ему Христа в Святых Дарах Его, и дитя будет любить Господа, будет искать и алкать спасительной Его трапезы.
Но особенного внимания требует от воспитателя приготовление детей к причащению Тела и Крови Христовых в то время, когда они достигают отроческого возраста и, по правилам Церкви, должны готовиться к принятию этого Таинства, очищая совесть свою Покаянием. В этом возрасте надо: 1) сообщать детям более полные понятия о высочайшем Таинстве Евхаристии; 2) внушать им, как должно готовиться к достойному причащению; 3) научить, как надо держать себя по принятии Святых Таин.
С расширением детского смысла воспитатель должен постепенно возводить ум детей к более ясному и основательному уразумению Таинства Евхаристии. Для этого необходимо:
а) сообщить ребенку понятия о Спасителе и о спасении, получаемом через веру в заслуги Спасителя, о том, что Бог Отец послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы Он, соделавшись человеком, научил людей истине и умилостивил правосудие Бо- жие Своими заслугами, страданиями и крестной смертью;
б) рассказать детям, как Иисус Христос установил Евхаристию, в чем состоит величие этого Таинства, раскрыв, что в нем под видом хлеба и вина преподается истинное Тело и истинная Кровь Христовы;
в) раскрыть, что Таинство всегда совершается по воле Божией, действием Святого Духа, и что священник есть только служитель Таинства и представляет невидимо действующего Христа. Поэтому при совершении Евхаристии всегда повторяются слова Господа: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов. Пийте от нея вси: сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов».
г) показать цель установления этого Таинства, то есть раскрыть, что на святом престоле Тело и Кровь Христовы приносятся Богу в бескровную жертву за грехи живых и умерших, потому что Иисус Христос принес Себя единожды на Кресте в умилостивительную жертву Богу за грехи всего мира, и преподается причащающимся в спасительную Пищу, которая необходима для поддержания в нас жизни духовной, как Спаситель учит: Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (по духу). Идущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие (Ин. 6, 56).
Приготовление к Покаянию и сама исповедь перед причащением Святых Таин должны быть раскрываемы воспитаннику как приготовление к теснейшему единению со Христом Спасителем посредством причащения Божественного Тела и Крови Его. Приготовляя воспитанника к участию в трапезе Господней, попечительный воспитатель будет поступать так:
а) прежде всего, с непритворным чувством благоговения напомнит ему о святости и величии Таинства Евхаристии, о необходимости причащения для спасения души, по заповеди Господа Спасителя, и о величайшей благости Божией, являемой в великих Дарах;
б) внушит воспитаннику, чтобы он с благоговением размышлял о сем Таинстве, веровал, что в нем Христос Спаситель Сам преподает ему Свое Тело и Кровь и соединяется с ним, по слову Его: Идущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин. 6, 56), и несомненно надеялся, что, если он достойно приступит к Таинству, Господь не лишит его Своего благоволения и спасительной благодати, которая дарует душе мир и радость и является залогом вечной жизни.
Для этого надо, чтобы воспитанник, сознавая свое недостоинство,— ибо никто не может быть чист перед Богом и Его Святейшим Таинством,— со смирением, детской любовью и преданностью усердно молился Господу Спасителю, да сподобит его неосужденно причаститься Пречистого Своего Тела и Крови;
в) кроме этого, внушит воспитаннику и то, что, имея внутреннее благоговение души, надо приготовлять к принятию Даров благодати и тело; покажет, как необходимо 1) воздержание в пище и питии, т.е. пост, чтобы душа свободнее могла заниматься молитвою и постепенно приобретала господство над телом, 2) бдение, т.е. стояние на молитве, удаление от развлекающих предметов, обуздание плотских нечистых пожеланий, ограничение самого сна, чтобы больше времени посвятить на служение Богу, 3) сохранение опрятности, скромности и благопристойности в теле и его движениях, чтобы во всем показывать благоговение к великому Таинству;
г) не забудет заблаговременно сказать воспитаннику и о том, как важно точное исполнение молитвенных правил, читаемых для приготовления к причащению накануне и в самый день причащения перед литургией, и позаботится, чтобы приготовительные каноны и молитвы слушал он со вниманием и благоговением.
Надо внушить воспитаннику, чтобы после причащения Святых Таин он держал себя осторожно, помня, какой дар получил он от Господа, и чтобы доброе расположение, с которым приступал к причащению, старался утвердить в себе навсегда. Ибо Господь приходит к нам со Своим Телом и Кровью не для кратковременного только общения с нами, но для всегдашнего пребывания в нас, чтобы в единении с Ним мы имели источник духовной жизни и, получив залог Святого Духа, как здесь, на земле, наслаждались благодатной радостью и миром, так и в будущей жизни получили полное участие в славе Его, вместе со всеми святыми. Иисус Христос говорит: Идущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие (Ин. 6, 54-55).
Если будем всегда благоговейно хранить в себе начаток духовной жизни, питаемой Святым Таинством, то сия жизнь, поддерживаясь и постепенно укрепляясь благодатью Святого Духа, не прекратится и по разрешении души от бремени тела, но расширится и возвысится, ибо тогда узрим Господа лицом к лицу. Чтобы Христос всегда был с нами и благодать Духа Его не переставала действовать в нас, надо стараться в последующее время удаляться от тех грехов, в которых мы раскаялись на исповеди и от которых получили разрешение через отца духовного от Самого Христа Спасителя. Поэтому весьма важная обязанность воспитателя — заботиться о том, чтобы его воспитанник, принеся раскаяние в прежних грехах, старался всеми мерами исправиться, жить невинно и, насколько это возможно при человеческой немощи, со страхом удаляться всякого греха.