К принятию Таинства Евхаристии надо подго­тавливать детей с самых ранних лет, ибо Святая Церковь, не лишая младенцев Таинства Крещения и саботясь о наискорейшем принятии их в свои недра, чтобы они не были чужды общения со Христом и участия в благодатных Дарах Его, в то же время преподает им Таинство Тела и Крови Христовых, чтобы они, возрожденные от воды и Духа, принимая божественную Пищу, возрастали и укреплялись в духовной жизни.

Родители и воспитатели должны помнить, что духовная жизнь зависит не от нас, но от благодати Духа Христова, и что нам надо бояться противодей­ствовать Святому Духу и стараться устранять все, Ему не угодное.

Дети до того времени, пока не сделаются способ­ными различать добро и зло и поступать свободно согласно понятиям о своих обязанностях, еще не мо- гуг сами по себе противиться Духу Христову, ибо они очистились от грехов в купели Крещения и со­храняют невинность благодатного возрождения. I 1оэтому Святая Церковь, как любвеобильная мать, беспрепятственно допускает их к Божественной тра­пезе Тела и Крови Христовых.

Но подобно тому как при Крещении вместо делают обеты их восприемники, так и теперь, когда дети еще ничего не понимают, мать или воспита­тельница, принося ребенка к Таинству, должна де­лать это со всем вниманием и благоговением, как бы сама вместе с детьми приступая к Божественно­му Т аинству.

И во всякое другое время, а особенно перед при­чащением ребенка Святых Таин, мать, кормилица и все, окружающие его, обязаны с истинной христиан­ской осторожностью обращаться с ним: не делать, не говорить, не мыслить близ него ничего неприлично­го и противного детской невинности и Таинству, чтобы благодать Духа Христова беспрепятственно осеняла ребенка и пребывала в нем. Здесь надо вспомнить слова Господа Спасителя, внушающие благоговейное внимание к детям, охраняемым Анге­лами Божиими: Смотрите, не презирайте ни од­ного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небес­ного (Мф. 18, 10).

Когда дети начинают понимать объяснения свя­щенных предметов веры, надо внушать им здравые понятия о великом Таинстве Причащения. Нельзя ребенку раскрывать внутреннее Божественное досто­инство Евхаристии: это было бы выше младенческого разума. Но благоразумная мать или воспитательница найдет возможность внушить ему благоговение к Та­инству и искреннее желание приобщиться его.

Пусть она, применяясь к детскому разуму, гово­рит ребенку о том, что Отец Небесный, по благости Своей и любви к людям, через служителей алтаря, подает нам Божественную Пищу, которая питает тело и душу и которая необходима, чтобы мы были угодными Богу и святым Ангелам Его.

Поэтому надо желать причащаться этой от Бога подаваемой Пищи, надо благодарить Господа и лю­бить Его за это. Такие и подобные понятия о Боже­ственном достоинстве Святого Таинства надо вну­шать детям с первым раскрытием их смысла, повто­рять, уяснять и поддерживать эти понятия по мере постепенного возрастания их тела и разума.

В то же время надо внушать детям уважение и любовь к служителям алтаря, чтобы они приступали к Господней Чаше и принимали Святые Дары охот­но, без страха и смущения. Если ребенок неохотно приступает к Таинству, то это обыкновенно бывает следствием невнимания или неопытности тех, кто должен заботиться о его воспитании.

Невинное дитя, еще сохраняющее благодать, по­лученную в купели Крещения, и охраняемое добрым Ангелом, не может не желать Ангельской Пищи и тесного единения со Христом Спасителем через при­чащение Божественного Тела и Крови. Только надо приводить его ко Христу, указывать ему Христа в Святых Дарах Его, и дитя будет любить Господа, будет искать и алкать спасительной Его трапезы.

Но особенного внимания требует от воспитателя приготовление детей к причащению Тела и Крови Христовых в то время, когда они достигают отроче­ского возраста и, по правилам Церкви, должны го­товиться к принятию этого Таинства, очищая со­весть свою Покаянием. В этом возрасте надо: 1) со­общать детям более полные понятия о высочайшем Таинстве Евхаристии; 2) внушать им, как должно готовиться к достойному причащению; 3) научить, как надо держать себя по принятии Святых Таин.

С расширением детского смысла воспитатель должен постепенно возводить ум детей к более ясно­му и основательному уразумению Таинства Евхари­стии. Для этого необходимо:

а) сообщить ребенку понятия о Спасителе и о спасении, получаемом через веру в заслуги Спасите­ля, о том, что Бог Отец послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы Он, соделавшись человеком, научил людей истине и умилостивил правосудие Бо- жие Своими заслугами, страданиями и крестной смертью;

б) рассказать детям, как Иисус Христос устано­вил Евхаристию, в чем состоит величие этого Таинст­ва, раскрыв, что в нем под видом хлеба и вина препо­дается истинное Тело и истинная Кровь Христовы;

в) раскрыть, что Таинство всегда совершается по воле Божией, действием Святого Духа, и что свя­щенник есть только служитель Таинства и представ­ляет невидимо действующего Христа. Поэтому при совершении Евхаристии всегда повторяются слова Господа: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов. Пийте от нея вси: сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов».

г) показать цель установления этого Таинства, то есть раскрыть, что на святом престоле Тело и Кровь Христовы приносятся Богу в бескровную жертву за грехи живых и умерших, потому что Ии­сус Христос принес Себя единожды на Кресте в умилостивительную жертву Богу за грехи всего ми­ра, и преподается причащающимся в спасительную Пищу, которая необходима для поддержания в нас жизни духовной, как Спаситель учит: Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Кро­ви Его, то не будете иметь в себе жизни (по ду­ху). Идущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в послед­ний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие (Ин. 6,     56).

Приготовление к Покаянию и сама исповедь пе­ред причащением Святых Таин должны быть рас­крываемы воспитаннику как приготовление к тес­нейшему единению со Христом Спасителем посред­ством причащения Божественного Тела и Крови Его. Приготовляя воспитанника к участию в трапе­зе Господней, попечительный воспитатель будет по­ступать так:

а) прежде всего, с непритворным чувством бла­гоговения напомнит ему о святости и величии Таин­ства Евхаристии, о необходимости причащения для спасения души, по заповеди Господа Спасителя, и о величайшей благости Божией, являемой в великих Дарах;

б) внушит воспитаннику, чтобы он с благогове­нием размышлял о сем Таинстве, веровал, что в нем Христос Спаситель Сам преподает ему Свое Тело и Кровь и соединяется с ним, по слову Его: Идущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин. 6, 56), и несомненно надеялся, что, если он достойно приступит к Таинству, Гос­подь не лишит его Своего благоволения и спаситель­ной благодати, которая дарует душе мир и радость и является залогом вечной жизни.

Для этого надо, чтобы воспитанник, сознавая свое недостоинство,— ибо никто не может быть чист перед Богом и Его Святейшим Таинством,— со смирением, детской любовью и преданностью усердно молился Господу Спасителю, да сподобит его неосужденно причаститься Пречистого Своего Тела и Крови;

в) кроме этого, внушит воспитаннику и то, что, имея внутреннее благоговение души, надо приготов­лять к принятию Даров благодати и тело; покажет, как необходимо 1) воздержание в пище и питии, т.е. пост, чтобы душа свободнее могла заниматься молит­вою и постепенно приобретала господство над телом, 2) бдение, т.е. стояние на молитве, удаление от раз­влекающих предметов, обуздание плотских нечистых пожеланий, ограничение самого сна, чтобы больше времени посвятить на служение Богу, 3) сохранение опрятности, скромности и благопристойности в теле и его движениях, чтобы во всем показывать благого­вение к великому Таинству;

г) не забудет заблаговременно сказать воспитан­нику и о том, как важно точное исполнение молитвенных правил, читаемых для приготовления к причащению накануне и в самый день причащения перед литургией, и позаботится, чтобы приготови­тельные каноны и молитвы слушал он со вниманием и благоговением.

Надо внушить воспитаннику, чтобы после при­чащения Святых Таин он держал себя осторожно, помня, какой дар получил он от Господа, и чтобы доброе расположение, с которым приступал к прича­щению, старался утвердить в себе навсегда. Ибо Господь приходит к нам со Своим Телом и Кровью не для кратковременного только общения с нами, но для всегдашнего пребывания в нас, чтобы в единении с Ним мы имели источник духовной жизни и, получив залог Святого Духа, как здесь, на земле, наслаждались благодатной радостью и миром, так и в будущей жизни получили полное участие в славе Его, вместе со всеми святыми. Иисус Христос гово­рит: Идущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие (Ин. 6, 54-55).

Если будем всегда благоговейно хранить в себе начаток духовной жизни, питаемой Святым Таинст­вом, то сия жизнь, поддерживаясь и постепенно ук­репляясь благодатью Святого Духа, не прекратится и по разрешении души от бремени тела, но расширится и возвысится, ибо тогда узрим Господа лицом к ли­цу. Чтобы Христос всегда был с нами и благодать Духа Его не переставала действовать в нас, надо ста­раться в последующее время удаляться от тех грехов, в которых мы раскаялись на исповеди и от которых получили разрешение через отца духовного от Само­го Христа Спасителя. Поэтому весьма важная обя­занность воспитателя — заботиться о том, чтобы его воспитанник, принеся раскаяние в прежних грехах, старался всеми мерами исправиться, жить невинно и, насколько это возможно при человеческой немощи, со страхом удаляться всякого греха.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top