Без сомнения, лучше сохранять расцветающее детство чистым и неиспорченным, нежели восстанавливать его после падения и, может быть, врачевать раны, уже загнившие. Но какое воспитание может заградить коварному змею все пути к невинным детям? И как часто случается, что в ребенка прежде нежели поручат его воспитателю, уже вонзилось ядовитое жало адского змея! Отсюда видна важность вопроса: как можно исправлять воспитанника? Но чтобы не смешивать понятий, предварительно заметим, что здесь идет речь только о таких грехах и недостатках, в которых действительно виновен сам воспитанник.
Воспитатель, прежде всего, должен узнать в воспитаннике как сами грехи, так и источники их. Узнавать это бывает тем труднее, чем более виновный старается скрывать свои нравственные слабости. Как часто это случается и в детском возрасте, может не знать только тот, кто мало общался с детьми.
Притом чем бесчестнее и неисцелимее грех, тем более юный грешник старается скрывать его в непроницаемом мраке. Поэтому воспитателю нужны неусыпная бдительность и опытный взор, чтобы он мог скоро открывать зло. Он должен как сам наблюдать за своими воспитанниками, так пользоваться и посторонними сведениями. Главные средства, способствующие этому, были показаны выше.
Но нравственное зло имеет свое основание не во внешних действиях, а в превратном расположении души. Это расположение есть худое дерево, а худые поступки — его плоды, по которым познается само дерево (Лк. 6, 44). Итак, для того чтобы совершенно уврачевать зло, надо положить секиру на его корень,— изменить само расположение.
Это внутреннее изменение, конечно, есть дело не воспитателя, а Духа Божия, Который вновь оживляет умершее чувство человека, пробуждает усыпленное и делает падшего новой тварью. А так как это действие Духа не исключает свободной деятельности человека, то может и должна содействовать здесь и посторонняя человеческая помощь. Кто же более к этому способен, как не добрые родители или усердный воспитатель?
При этом не надо забывать, что грехи не только вызывают болезни души, но и оскорбляют Бога. Поэтому падший не только должен восстать и дальше идти по трудному пути добродетели, но и стремиться, особенно если он тяжко согрешил, к новому примирению с Богом и единению с Ним. Для этой цели Иисус Христос установил два Таинства — Покаяние и Причащение. Дело воспитателя состоит преимущественно в том, чтобы расположить виновного воспитанника к достойному принятию сих спасительных Таинств и сим образом стараться по возможности облегчить и упрочить его исправление.