Без сомнения, лучше сохранять расцветающее детство чистым и неиспорченным, нежели восста­навливать его после падения и, может быть, враче­вать раны, уже загнившие. Но какое воспитание мо­жет заградить коварному змею все пути к невинным детям? И как часто случается, что в ребенка прежде нежели поручат его воспитателю, уже вонзилось ядовитое жало адского змея! Отсюда видна важ­ность вопроса: как можно исправлять воспитанника? Но чтобы не смешивать понятий, предварительно заметим, что здесь идет речь только о таких грехах и недостатках, в которых действительно виновен сам воспитанник.

Воспитатель, прежде всего, должен узнать в вос­питаннике как сами грехи, так и источники их. Узна­вать это бывает тем труднее, чем более виновный старается скрывать свои нравственные слабости. Как часто это случается и в детском возрасте, может не знать только тот, кто мало общался с детьми.

Притом чем бесчестнее и неисцелимее грех, тем более юный грешник старается скрывать его в не­проницаемом мраке. Поэтому воспитателю нужны неусыпная бдительность и опытный взор, чтобы он мог скоро открывать зло. Он должен как сам наблю­дать за своими воспитанниками, так пользоваться и посторонними сведениями. Главные средства, спо­собствующие этому, были показаны выше.

Но нравственное зло имеет свое основание не во внешних действиях, а в превратном расположении души. Это расположение есть худое дерево, а худые поступки — его плоды, по которым познается само дерево (Лк. 6, 44). Итак, для того чтобы совершен­но уврачевать зло, надо положить секиру на его ко­рень,— изменить само расположение.

Это внутреннее изменение, конечно, есть дело не воспитателя, а Духа Божия, Который вновь ожив­ляет умершее чувство человека, пробуждает усып­ленное и делает падшего новой тварью. А так как это действие Духа не исключает свободной деятель­ности человека, то может и должна содействовать здесь и посторонняя человеческая помощь. Кто же более к этому способен, как не добрые родители или усердный воспитатель?

При этом не надо забывать, что грехи не только вызывают болезни души, но и оскорбляют Бога. Поэтому падший не только должен восстать и дальше идти по трудному пути добродетели, но и стре­миться, особенно если он тяжко согрешил, к новому примирению с Богом и единению с Ним. Для этой цели Иисус Христос установил два Таинства — Покаяние и Причащение. Дело воспитателя состоит преимущественно в том, чтобы расположить винов­ного воспитанника к достойному принятию сих спа­сительных Таинств и сим образом стараться по воз­можности облегчить и упрочить его исправление.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top