Для того чтобы детей не только удерживать от худых поступков, но и поощрять к точному исполнению долга, всегда употреблялись награды. Сам
Бог, преблагий Отец и Воспитатель рода человеческого, когда народ израильский находился еще в детском возрасте, обещал ему земное счастье и благосостояние, если будет верно соблюдать Его заповеди и повеления; а нам, возрожденным водою и Духом и введенным в свободу чад Божиих, обещан также неувядаемый венец на небе. Даже и в этой жизни добрые дела сопровождаются счастливыми для нас последствиями.
Добродетельный человек не только избавляется от многих скорбей, какие рано или поздно неминуемо испытывает человек порочный, но еще приобретает себе доверие и благосклонность людей и тем прокладывает путь к своему счастью в обществе. А что всего важнее,— уповая на Бога, он ощущает в сердце своем такое спокойствие и утешение, перед которым все чувственные радости этого мира ничего не значат. Воспитатель должен не только обращать внимание детей на такие и подобные последствия хорошего поведения, но и показывать им эти последствия на жизненном опыте.
Например, воспитаннику совестливому пусть он поверит на слово, молчаливого пусть наградит своим доверием, рассудительному пусть поручит выполнить какое-либо почетное дело и вообще хороших поступков пусть не оставляет без одобрения.
Добродетель часто требует от нас очень тяжких трудов и жертв, а побуждения ко греху слишком сильны. Поэтому сомнительно ожидать от воспитанников добродетельных поступков, особенно в детском возрасте, без приличных вспомогательных средств. При подобных обстоятельствах полезно употреблять награды. Но сама цель наград показывает, каковы они должны быть и чем надо руководствоваться воспитателю при выборе и раздаче их:
а) в наградах не надо быть расточительным. Они должны служить знаком отличия и средством для поощрения. Но этой цели нельзя достигнуть, если раздавать их ежедневно. Мильтиад за спасение Греции был награжден тем, что на картине, представляющей Марафонскую битву, изображен был впереди всех, и такое отличие имело свое действие. В позднейшие времена Димитрию Фалерейскому поставлено было 300 статуй, и никто не обращал на это внимания. Не надо награждать за природные дарования и в том случае, когда само дело или естественные его последствия для воспитанника довольно привлекательны;
б) если полезно или даже необходимо наградить, то, само собою разумеется, награда ни в каком отношении не должна быть вредной. Не нужно под видом награды позволять детям неприличные игры или опасную вольность; равным образом не надо приучать их к лакомству, тщеславию, желанию следовать моде и т.п.
Воспитатель, награждая, всегда обязан иметь в виду двоякую цель: изъявить воспитаннику свое удовольствие за прежнее его поведение и вместе с тем поощрить, чтобы он и впредь вел себя похвально. При этом надо обращать внимание как на личные качества воспитанника, так и на его настоящие потребности. Что приводит в восхищение ребенка, тем можно пристыдить юношу; для одного и того же человека тем сильнее нужны поощрения, чем труднее его подвиг;
в) в наградах нужно разнообразие. Кто постоянно награждает одинаковым образом, тот подвергается опасности или возбудить в воспитаннике холодность к награде, или постоянно усиливаемую в нем склонность сделать господствующей.
Надо остерегаться того, чтобы не испортить характера детей и не приучить их все делать единственно за вознаграждение. Очень неприятно видеть, когда ребенок за каждый труд, составляющий его обязанности, требует награды или тогда только повинуется, когда обещана ему награда. Поэтому родители, требуя от детей исполнения их обязанностей, отнюдь не должны заключать с ними каких-либо договоров, но должны внушать им, чтобы они вели себя хорошо по чувству своего долга, а на получаемые награды смотрели не как на плату, а как на знак родительского удовольствия.
Благовоспитанный юноша должен считать высокой для себя наградой одобрение своих родителей и высочайшей — благоволение Отца Небесного: для него всего дороже должна быть сладостная надежда, что каждая с успехом выдержанная им борьба, каждый его добрый поступок вписывается в книгу жизни и послужит для него как бы семенем, которое некогда, в вечности, принесет обильные плоды.
Весьма важно то, как преподнести награду. Подарок, сам по себе богатый, мы принимаем равнодушно, когда бросают его нам с видимой холодностью или даже с неудовольствием. Напротив, самое маловажное бывает для нас дорого и незабвенно, если дается неожиданно, вовремя и притом с выражением непритворного благорасположения.
Особенно при раздаче наград следует избегать всякого проявления пристрастия или расположения к одному предпочтительно перед другими. Известно, как огорчает это тех детей, которые считают себя нелюбимыми, и какие неприятные чувства рождаются в их душе от этого и к любимцу, и к самому наставнику. Правда, весьма трудно, а часто и вовсе невозможно удовлетворить чрезмерной притязательности не только детей, но и их родителей; а потому воспитатели и воспитательницы нередко день раздачи наград встречают не с радостью, а с горестью.
Наконец, не нужно оставлять без внимания и того, какое действие награда произвела на воспитанника. Заметив это, можно, с одной стороны, лучше понять его нравственный характер, а с другой — немедленно предотвратить злоупотребление, какое может произойти из его отличия.