Воспитание всегда должно учитывать личные качества воспитанников. Поэтому при умственном образовании прежде всего необходимо узнать, какие дарования имеет воспитанник, к каким предметам он преимущественно расположен и как надо поступать, чтобы предохранить умственные способности его от повреждения и правильно развивать их. Здесь опять нужно припомнить, что вообще было сказано о различии личных свойств воспитанников.
Порядок и постепенность раскрытия умственных сил зависят не от произвола воспитателя, а от самой природы. Сначала начинает действовать способность внешнего восприятия. Вкус, осязание и зрение доставляют первые представления. Потом раскрываются слух и обоняние.
Хотя некоторые несправедливо утверждают, будто человек ничего больше не знает, кроме того, что он получает посредством внешних чувств,— ибо слишком неразумно идеи об истине, нравственном добре и красоте считать только произведением внешнего опыта,— однако же образование способности внешнего восприятия весьма важно, не только потому, что от нее зависит обыкновенная деятельность человека, но и потому, что эта способность доставляет пищу уму, которую вслед за тем он по высшим идеям обсуждает, обрабатывает и употребляет для своих целей. Поэтому справедливо можно сказать, что с кругом зрения расширяется и круг мышления.
Человек не только видит внешние предметы, но может сознавать и то, что происходит в его собственной душе. Эту способность мы называем внутренним чувством. Формирование этой способности тем необходимее, чем меньше можно ожидать ее надлежащего раскрытия от свободного действия природы.
Разум есть способность составлять ясное и раздельное понятие о представляемых предметах или вообще — способность размышлять. К образованию этой способности можно приступать очень рано, и особенно с того времени, когда ребенок начинает говорить. Главная задача воспитателя здесь опять состоит в том, чтобы чаще возбуждать эту способность, руководить и упражнять.
При таком старании развить в детях разум никогда не нужно забывать наставление апостола: думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно (Рим. 12, 3). Как необходимо пробуждать в человеке высшие способности ума и приводить их в деятельность, так крайне вредно, если в душе воспитанника питается высокоумие, надменность и тщеславное самодовольство. Это зло, при образовании разума, очень скоро обнаруживается, особенно в даровитых детях, если ему не противодействуют со всем вниманием и твердостью.
Ум есть духовное око человека, которым он видит не то, что является во времени и пространстве, но вечные первообразы как того, что есть, так и того, что должно быть. Хотя ум есть одна сила, однако мы даем ему различные наименования. Он называется: умом созерцательным (теоретическим), когда исследует истину, умом деятельным (практическим), как провозвестник вечного закона, с которым мы должны сообразовывать все действия нашей свободы; а некоторые еще называют его высшим воображением (или фантазией), как орган, созерцающий идеи прекрасного, великого и высокого.
Под остротой ума мы понимаем способность схватывать сходное в различных предметах легко, быстро и живо. Она выказывается тем больше, чем неожиданнее проявляется, и с некоторой игрой соединяет то, в чем обыкновенный взор не видит никакого взаимного отношения. Хотя эта способность, равно как и то ясное расположение души, от которого она зависит, есть дар природы, однако воспитание не должно при этом оставаться без дела. По крайней мере, оно может и должно давать направление остроумию и указывать предел: до сих пор и не дальше.
И способность предусматривать нужно пробуждать и образовывать в воспитаннике. Предусмотрительность состоит в устремлении взора не только на настоящее и прошедшее, но и на те события, которые, вследствие постоянной причинной связи, рано или поздно должны случиться. Это истинно великое преимущество человека! Неразумное животное зависит только от впечатлений настоящего и бессознательно следует им.
Деятельность нашего ума была бы крайне ограниченна, если бы мы знали одно настоящее и если бы произведенные на нас впечатления тотчас опять исчезали, не оставляя после себя никакого следа. Тогда все наше учение было бы совершенно пустой работой,— сливанием воды в бездонный сосуд.