Каждое живое существо имеет врожденную наклонность выражать вслух свои представления и чувства. Для этого каждому дана способность, соответствующая его назначению. Не нужно и говорить о том, насколько человек превосходит неразумных животных и в отношении этой способности. Он может весьма многое выражать положением своего тела, телодвижениями, чертами лица и особенно своим воодушевленным взором.
Но кроме этого Творец дал ему еще способность облекать свои мысли и чувства в произвольные членораздельные звуки и делать их понятными для других или посредством устного слова, или посредством известных письменных знаков. Человек может мыслить, тогда как животное только ощущает без сознания и без мысли; он может говорить, а животное только издает звуки.
Слово человека есть выражение его разума, а у животного нет разума, поэтому нет у него и слова. Язык животного есть выражение ощущения, а язык человеческий есть выражение мысли. Поэтому слово одного человека возбуждает мысль в другом, соединяет человека с человеком, одну часть мира с другой и самим делом свидетельствует о превосходстве человеческой природы.
Поэтому образование этой способности весьма важно. И само мышление находится в тесной связи с образованием нашего слова — так что не только сообщение мыслей, но и действие мышления затрудняется и расстраивается, если мы не можем точно и легко выражать свои представления.
История свидетельствует, что у всех народов образование разума и образование языка находится в тесном взаимоотношении. Образование языка становится еще важнее, когда мы обращаем внимание на назначение этой способности сообщать наши мысли и чувства другим. Каждый из опыта знает, что многое зависит от того, как и какими словами мы выражаем свои мысли и чувства, и что одна и та же мысль, различно выраженная, производит и различное действие.
Эта способность выражать свои мысли зависит не просто от физических органов слова, но преимущественно от раскрытия духа. Человек с грубой душой говорит грубым языком, суровым голосом, а по мере того как его душа делается нежнее и благороднее,— совершенствуется и язык его.
Кто неправильно и сбивчиво мыслит, тот, равным образом, неправильно и сбивчиво говорит. Бедность духа обнаруживается преимущественно в бедности языка, и, напротив, богатство языка свидетельствует об утончении нравов как частных лиц, так и целых обществ. Поэтому если способности души: разум, сердце, воля и подчиненные им — получат надлежащее образование, то и слово будет течь само собою.
Для того чтобы непосредственно помогать этому образованию:
а) никогда не надо забывать, что слова — частью знаки мыслей, а частью и средства к возбуждению их. Поэтому никогда не нужно допускать, чтобы дети привыкали свои понятия выражать неточно или непонятные слова произносить как бы механически. Они всегда должны ясно и точными словами выражать то, что понимают, и понимать то, о чем читают или говорят.
Из этого правила можно делать исключение только тогда, когда того требуют высшие цели. Иногда учитель, как в чтении, так и в разговоре, намеренно должен пробегать некоторые места и выражения, чтобы не остановить на них детского любопытства и чтобы незначительную прибыль нового понятия не купить опасностью или действительным вредом для нравственности;
б) также нужно заботиться об образовании воображения и памяти. Скованность в объяснении, которую мы часто замечаем даже в образованных людях, обыкновенно происходит от того, что они плохо помнят слова или имеют сухое воображение;
в) нужно помнить, что немаловажен пример того, с кем ребенок постоянно общается. Если родители, слуги, может быть, сами учителя и воспитатели выражаются сбивчиво и неправильно, то, естественно, этот недостаток перейдет и к детям;
г) надо также присовокупить знание грамматики, чтобы язык имел в основании твердое начало. Только не нужно ограничивать ею образование языка.
Здесь еще можно заметить, как вредно заставлять детей с ранних лет одновременно учиться многим языкам. Множество слов и разнообразие форм забивают голову, в результате чего такие люди обыкновенно не умеют хорошо объясняться ни на одном языке. Желательно, чтобы молодые люди за честь себе ставили хорошо говорить на языке своего отечества. У греков была пословица: «Уменье хорошо говорить на своем отечественном языке не дает права на славу, однако стыдно говорить на нем плохо».