Деятельность нашего ума была бы крайне ограниченна, если бы мы знали одно настоящее и если бы произведенные на нас впечатления тотчас опять исчезали, не оставляя после себя никакого следа. Тогда все наше учение было бы совершенно пустой работой,— сливанием воды в бездонный сосуд.
Но Премудрый Творец даровал нам еще такую способность, посредством которой мы можем сохранять полученные впечатления, вспоминать их и пользоваться ими для наших целей. Этот дар Божий называется памятью. Нет нужды доказывать, как необходима нам память в общественной и частной жизни для исполнения наших обязанностей,— это каждому известно. Поэтому каждый, здраво рассуждая, поймет, как несправедливо поступают, когда мало заботятся об образовании этой способности, а того несправедливее, если совсем не обращают на нее внимания.
Правда, есть случаи, когда мы и сами не должны помнить и детям должны внушать забвение. Именно, не нужно помнить несправедливости других, соблазнительные слова, мысли, повести, поступки и тому подобное, что иногда, при всей осторожности со стороны родителей или воспитателей, может встретиться детям и повредить чистоте и невинности их души.
Свойства хорошей памяти суть: легкость и быстрота восприятия, множество и обширность содержимых ею предметов и, наконец, твердость и верность в сохранении и свободном воспоминании оных. Как по другим способностям, так и по памяти люди сильно различаются между собой: одних природа наделяет памятью необыкновенно щедро, а других, напротив, очень скудно. Часто случается, что особенная легкость памяти в принятии соединяется с такой же забывчивостью; равным образом, некоторые представления иногда очень долго держатся в памяти, а другие, напротив, очень быстро забываются.
Эту способность разделяют на память слов и память вещей, или на память механическую и разумную. Из них первая бывает более привязана к внешней форме и расположению, то есть к словам и даже слогам, а другая соединяется с размышлением и поэтому гораздо свободнее и независимее от внешних обстоятельств.
Средства, способствующие образованию памяти, суть двоякого рода: одни больше служат для укрепления этой душевной силы, а другие имеют целью облегчить принятие и сохранение известных представлений.
Внутреннее, собственно формальное образование памяти может происходить частью посредственно, частью непосредственно. Посредственно память укрепляется через сохранение и правильное упражнение прочих сил, от которых зависит ее совершенство. Сюда относятся:
а) тело, нервы и органы которого надо держать в умеренном напряжении, чтобы постепенно сообщать им большую крепость. Известно, как сильно ослабляют память телесные болезни, особенно те, от которых страдают нервы, а потому пороки онании и пьянства крайне вредны для памяти. Напротив, порядок, умеренность, чистота, движение на свежем воздухе и т.п. укрепляют память;
б) образование душевных способностей, находящихся в тесной связи с памятью, преимущественно способности внешнего восприятия, воображения и разума;
в) сохранение душевного спокойствия, не возмущаемого ни заботами, ни страстями. Притча о семени, одна часть которого упала на дорогу, другая на каменистую почву, третья между тернием, а последняя на добрую землю, и здесь может иметь свое приложение (Лк. 8, 4 и далее).
Тайна непосредственного образования памяти состоит в рано начатом и постоянно продолжаемом упражнении ее. Так учил еще римский оратор и теоретик ораторского искусства Квинтилиан: «Если меня спросят: какое главное средство укреплять память? Отвечаю: ее упражнение и употребление. Заучивать многое наизусть, умственно пережевывать заученное и, сколько можно, продолжать это каждый день — вот главное!»*
Впрочем, здесь всегда надо придерживаться двух следующих правил: упражнение должно помогать особенно там, где отстает природа, и надо совершенствовать память не как отдельную способность, но сообразно с правильным отношением ее к другим способностям и с ее назначением доставлять пищу уму, сердцу, нравственно доброй воле человека и его деятельности в обществе.
Отсюда вытекают следующие правила:
а) надо смотреть, где природная способность требует особенной помощи, но в то же время остерегаться односторонности. Для этого нужно заботиться как о памяти слов, так и о памяти вещей, стараясь доставить ей не только легкость в принятии, но не менее того твердость и верность при воспоминании;
б) для упражнения памяти никогда не нужно избирать слов без смысла и непонятных предложений, но все, что дети учат наизусть, предварительно должно быть им объяснено. Хотя память, как некоторые утверждают, тем больше укрепляется, чем труднее и непонятнее предметы упражнения, но какая от этого польза? От этого учение делается мертвым, собственное мышление учащегося подавляется и сердце леденеет. Этот неправильный способ учения послужил основанием тому предрассудку, будто память и разум стоят в обратном отношении и не совместимы в одном человеке;
в) не надо избирать бесполезные сведения для заучивания. На свете так много полезного и необходимого, для чего же наполнять душу воспитанника пустым, бесполезным материалом? И как много это помогает счастью человека, когда он, еще будучи мальчиком, уже начнет знакомиться с истинно полезными и высокими знаниями!
г) упражнение памяти нужно начинать с раннего возраста, непрерывно продолжать и постепенно возвышать. Сначала надо упражнять ребенка в предметах, подлежащих чувствам: надо, чтобы он узнавал и называл по имени те предметы, которые прежде видел; потом пусть описывает виденные им лица и события, пусть даются ему небольшие поручения, которые бы он словесно исполнял. Также можно выбирать краткие, удобопонятные стихи, мысли и нравственные изречения, небольшие повести и т.д. и заставлять ребенка все это повторять, не только в то же время, но и спустя долгий период. И таким образом он мало-помалу должен переходить к более сложным упражнениям.
Чтобы эти упражнения сделать для детей занимательными, надо давать им почувствовать, как хорошо иметь познания о многих предметах. В то же время иногда полезно возбуждать между детьми соревнование: кто лучше выучит урок или правильнее прочтет прежде выученное.
Предложенные выше средства укрепляют саму силу памяти. Но есть еще другие средства, которые, не совершенствуя памяти, облегчают только принятие и сохранение представлений. Таковы: а) усиление впечатления соответствующими внешними средствами; б) уяснение представлений посредством чувственных образов, подобий, примеров и т.д.; в) порядок и разделение предметов, посредством чего они обозреваются одним взглядом, как стройное целое, состоящее из частей; г) соединение представлений с известными обстоятельствами места, времени и следования одних за другими и т.д.
Все такие пособия еще древними приведены в особую систему, под именем искусственная память. Древние основывали ее на законах взаимного сочетания идей и главными их средствами были: а) символика, или обозначение целого ряда понятий одним чувственным образом; б) топология, или связывание представлений с какими-нибудь знакомыми отношениями места; в) взаимная последовательность, причем цепь понятий складывали в связи с ходом других, хорошо известных предметов.
Изобретателем этого искусства памяти считают Гиппиаса Элейского Феодекта, современника Аристотеля.
Не отвергая всего достоинства искусственной мнемоники, нельзя, однако же, считать ее внутренним средством образования, с помощью которого укреплялась бы сама память. Эта наука предоставляет памяти только внешние пособия, которые детям надо давать всегда с осторожностью.
Притом, подобные пособия предполагают гораздо большее образование разума и воображения, чем можно ожидать от детей. Поэтому хотя некоторые средства, облегчающие запоминание, и кажутся необходимыми, но надо всегда избирать только те, которые служат образованию и прочих умственных способностей или находятся в близком отношении к ним. Гаковы: логическое размещение представлений, чувственное изображение их, чтение вслух, собственноручное записывание, составление очерков, подчеркивание замечательных мест и т.д.