Деятельность нашего ума была бы крайне огра­ниченна, если бы мы знали одно настоящее и если бы произведенные на нас впечатления тотчас опять исчезали, не оставляя после себя никакого следа. Тогда все наше учение было бы совершенно пустой работой,— сливанием воды в бездонный сосуд.

Но Премудрый Творец даровал нам еще такую способность, посредством которой мы можем сохра­нять полученные впечатления, вспоминать их и пользоваться ими для наших целей. Этот дар Божий называется памятью. Нет нужды доказывать, как необходима нам память в общественной и частной жизни для исполнения наших обязанностей,— это каждому известно. Поэтому каждый, здраво рас­суждая, поймет, как несправедливо поступают, ког­да мало заботятся об образовании этой способности, а того несправедливее, если совсем не обращают на нее внимания.

Правда, есть случаи, когда мы и сами не долж­ны помнить и детям должны внушать забвение. Именно, не нужно помнить несправедливости дру­гих, соблазнительные слова, мысли, повести, по­ступки и тому подобное, что иногда, при всей осто­рожности со стороны родителей или воспитателей, может встретиться детям и повредить чистоте и не­винности их души.

Свойства хорошей памяти суть: легкость и быс­трота восприятия, множество и обширность содер­жимых ею предметов и, наконец, твердость и вер­ность в сохранении и свободном воспоминании оных. Как по другим способностям, так и по памяти люди сильно различаются между собой: одних природа на­деляет памятью необыкновенно щедро, а других, на­против, очень скудно. Часто случается, что особен­ная легкость памяти в принятии соединяется с такой же забывчивостью; равным образом, некоторые представления иногда очень долго держатся в памя­ти, а другие, напротив, очень быстро забываются.

Эту способность разделяют на память слов и па­мять вещей, или на память механическую и разум­ную. Из них первая бывает более привязана к внеш­ней форме и расположению, то есть к словам и даже слогам, а другая соединяется с размышлением и по­этому гораздо свободнее и независимее от внешних обстоятельств.

Средства, способствующие образованию памя­ти, суть двоякого рода: одни больше служат для ук­репления этой душевной силы, а другие имеют це­лью облегчить принятие и сохранение известных представлений.

Внутреннее, собственно формальное образова­ние памяти может происходить частью посредствен­но, частью непосредственно. Посредственно память укрепляется через сохранение и правильное упраж­нение прочих сил, от которых зависит ее совершен­ство. Сюда относятся:

а) тело, нервы и органы которого надо держать в умеренном напряжении, чтобы постепенно сообщать им большую крепость. Известно, как сильно ослаб­ляют память телесные болезни, особенно те, от кото­рых страдают нервы, а потому пороки онании и пьянства крайне вредны для памяти. Напротив, по­рядок, умеренность, чистота, движение на свежем воздухе и т.п. укрепляют память;

б) образование душевных способностей, находя­щихся в тесной связи с памятью, преимущественно спо­собности внешнего восприятия, воображения и разума;

в)   сохранение душевного спокойствия, не возму­щаемого ни заботами, ни страстями. Притча о семе­ни, одна часть которого упала на дорогу, другая на каменистую почву, третья между тернием, а послед­няя на добрую землю, и здесь может иметь свое при­ложение (Лк. 8, 4 и далее).

Тайна непосредственного образования памяти состоит в рано начатом и постоянно продолжаемом упражнении ее. Так учил еще римский оратор и тео­ретик ораторского искусства Квинтилиан: «Если ме­ня спросят: какое главное средство укреплять па­мять? Отвечаю: ее упражнение и употребление. За­учивать многое наизусть, умственно пережевывать заученное и, сколько можно, продолжать это каж­дый день — вот главное!»*

Впрочем, здесь всегда надо придерживаться двух следующих правил: упражнение должно помо­гать особенно там, где отстает природа, и надо со­вершенствовать память не как отдельную способ­ность, но сообразно с правильным отношением ее к другим способностям и с ее назначением доставлять пищу уму, сердцу, нравственно доброй воле челове­ка и его деятельности в обществе.

Отсюда вытекают следующие правила:

а)   надо смотреть, где природная способность требует особенной помощи, но в то же время остере­гаться односторонности. Для этого нужно заботить­ся как о памяти слов, так и о памяти вещей, стараясь доставить ей не только легкость в принятии, но не менее того твердость и верность при воспоминании;

б) для упражнения памяти никогда не нужно из­бирать слов без смысла и непонятных предложений, но все, что дети учат наизусть, предварительно должно быть им объяснено. Хотя память, как неко­торые утверждают, тем больше укрепляется, чем труднее и непонятнее предметы упражнения, но какая от этого польза? От этого учение делается мертвым, собственное мышление учащегося подав­ляется и сердце леденеет. Этот неправильный спо­соб учения послужил основанием тому предрассуд­ку, будто память и разум стоят в обратном отноше­нии и не совместимы в одном человеке;

в) не надо избирать бесполезные сведения для заучивания. На свете так много полезного и необхо­димого, для чего же наполнять душу воспитанника пустым, бесполезным материалом? И как много это помогает счастью человека, когда он, еще будучи мальчиком, уже начнет знакомиться с истинно по­лезными и высокими знаниями!

г) упражнение памяти нужно начинать с раннего возраста, непрерывно продолжать и постепенно воз­вышать. Сначала надо упражнять ребенка в предме­тах, подлежащих чувствам: надо, чтобы он узнавал и называл по имени те предметы, которые прежде ви­дел; потом пусть описывает виденные им лица и со­бытия, пусть даются ему небольшие поручения, ко­торые бы он словесно исполнял. Также можно вы­бирать краткие, удобопонятные стихи, мысли и нравственные изречения, небольшие повести и т.д. и заставлять ребенка все это повторять, не только в то же время, но и спустя долгий период. И таким обра­зом он мало-помалу должен переходить к более сложным упражнениям.

Чтобы эти упражнения сделать для детей зани­мательными, надо давать им почувствовать, как хо­рошо иметь познания о многих предметах. В то же время иногда полезно возбуждать между детьми со­ревнование: кто лучше выучит урок или правильнее прочтет прежде выученное.

Предложенные выше средства укрепляют саму силу памяти. Но есть еще другие средства, которые, не совершенствуя памяти, облегчают только приня­тие и сохранение представлений. Таковы: а) усиле­ние впечатления соответствующими внешними сред­ствами; б) уяснение представлений посредством чувственных образов, подобий, примеров и т.д.; в) порядок и разделение предметов, посредством чего они обозреваются одним взглядом, как стройное це­лое, состоящее из частей; г) соединение представле­ний с известными обстоятельствами места, времени и следования одних за другими и т.д.

Все такие пособия еще древними приведены в особую систему, под именем искусственная память. Древние основывали ее на законах взаимного соче­тания идей и главными их средствами были: а) сим­волика, или обозначение целого ряда понятий одним чувственным образом; б) топология, или связывание представлений с какими-нибудь знакомыми отноше­ниями места; в) взаимная последовательность, при­чем цепь понятий складывали в связи с ходом дру­гих, хорошо известных предметов.

Изобретателем этого искусства памяти считают Гиппиаса Элейского Феодекта, современника Аристотеля.

Не отвергая всего достоинства искусственной мнемоники, нельзя, однако же, считать ее внутрен­ним средством образования, с помощью которого укреплялась бы сама память. Эта наука предостав­ляет памяти только внешние пособия, которые детям надо давать всегда с осторожностью.

Притом, подобные пособия предполагают гораз­до большее образование разума и воображения, чем можно ожидать от детей. Поэтому хотя некоторые средства, облегчающие запоминание, и кажутся не­обходимыми, но надо всегда избирать только те, ко­торые служат образованию и прочих умственных способностей или находятся в близком отношении к ним. Гаковы: логическое размещение представле­ний, чувственное изображение их, чтение вслух, соб­ственноручное записывание, составление очерков, подчеркивание замечательных мест и т.д.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top