Под остротой ума мы понимаем способность схватывать сходное в различных предметах легко, быстро и живо. Она выказывается тем больше, чем неожиданнее проявляется, и с некоторой игрой соединяет то, в чем обыкновенный взор не видит никакого взаимного отношения. Хотя эта способность, равно как и то ясное расположение души, от которого она зависит, есть дар природы, однако воспитание не должно при этом оставаться без дела. По крайней мере, оно может и должно давать направление остроумию и указывать предел: до сих пор и не дальше.
Если остроумие употребляется для того, чтобы приятной веселостью прогонять угрюмость и скуку в обществе или отвлеченные истины представлять в удачных конкретных образах, то оно не только возбуждает в других выгодное мнение об остроумном человеке, но может быть хорошим пособием и для достижения высших целей. Впрочем, еще древние называли остроумие крайне опасным оружием.
Нужно иметь много самоотвержения, чтобы удерживать вырывающуюся искру там, где она может быть вредной. Поэтому часто злоупотребляют этим прекрасным даром неба, когда уязвляют им слабых и смеются над чужими страданиями, или оскорбляют нежное чувство стыда и скромности, или даже не щадят самой святыни.
Для предохранения от этих злоупотреблений:
а) никогда не нужно допускать, чтобы в присутствии детей остроумничали над предметами веры или нравственности. Некоторые родители бывают слишком беспечны и в том случае, когда сами не умеют владеть собой или при детях со смехом принимают неблагопристойные остроты от других, тогда как надлежало бы остановить их или, по крайней мере, удалить от них детей. Такой же осторожности требует и дозволяемое детям чтение;
б) нужна особенная осторожность, когда дети сами во зло употребляют остроумие. Весьма вредно, если они замечают, что замысловато выдуманная ими ложь или обман, их остроумное осмеяние чужих недостатков или, может быть, даже неблагопристойные их шутки принимаются с улыбкой, рукоплесканием и одобрительно или с удовольствием пересказываются другим.
Главная задача воспитания состоит в том, чтобы поддерживать в детях истинно христианское расположение духа. Если дух настроен хорошо, то и выражения его будут хороши. Поэтому из любимых шуток человека можно заключать о его душе (Мф. 12, 34). Если остроумные его выражения чисты и ни в каком отношении не оскорбительны, то это показывает, что и душа его чиста и благородна, а когда остроумие обращается только к предметам постыдного сладострастия, к обнаружению чужих недостатков или к унижению святыни, то отсюда легко заключить, что остроумец имеет испорченное сердце.