Под остротой ума мы понимаем способность схватывать сходное в различных предметах легко, быстро и живо. Она выказывается тем больше, чем неожиданнее проявляется, и с некоторой игрой со­единяет то, в чем обыкновенный взор не видит ника­кого взаимного отношения. Хотя эта способность, равно как и то ясное расположение души, от которо­го она зависит, есть дар природы, однако воспитание не должно при этом оставаться без дела. По крайней мере, оно может и должно давать направление ост­роумию и указывать предел: до сих пор и не дальше.

Если остроумие употребляется для того, чтобы приятной веселостью прогонять угрюмость и скуку в обществе или отвлеченные истины представлять в удачных конкретных образах, то оно не только воз­буждает в других выгодное мнение об остроумном человеке, но может быть хорошим пособием и для достижения высших целей. Впрочем, еще древние называли остроумие крайне опасным оружием.

Нужно иметь много самоотвержения, чтобы удер­живать вырывающуюся искру там, где она может быть вредной. Поэтому часто злоупотребляют этим прекрасным даром неба, когда уязвляют им слабых и смеются над чужими страданиями, или оскорбляют нежное чувство стыда и скромности, или даже не щадят самой святыни.

Для предохранения от этих злоупотреблений:

а) никогда не нужно допускать, чтобы в присут­ствии детей остроумничали над предметами веры или нравственности. Некоторые родители бывают слишком беспечны и в том случае, когда сами не умеют владеть собой или при детях со смехом прини­мают неблагопристойные остроты от других, тогда как надлежало бы остановить их или, по крайней ме­ре, удалить от них детей. Такой же осторожности требует и дозволяемое детям чтение;

б) нужна особенная осторожность, когда дети сами во зло употребляют остроумие. Весьма вредно, если они замечают, что замысловато выдуманная ими ложь или обман, их остроумное осмеяние чужих недостатков или, может быть, даже неблагопристой­ные их шутки принимаются с улыбкой, рукоплеска­нием и одобрительно или с удовольствием переска­зываются другим.

Главная задача воспитания состоит в том, чтобы поддерживать в детях истинно христианское распо­ложение духа. Если дух настроен хорошо, то и выра­жения его будут хороши. Поэтому из любимых шу­ток человека можно заключать о его душе (Мф. 12, 34). Если остроумные его выражения чисты и ни в каком отношении не оскорбительны, то это показы­вает, что и душа его чиста и благородна, а когда ос­троумие обращается только к предметам постыдного сладострастия, к обнаружению чужих недостатков или к унижению святыни, то отсюда легко заклю­чить, что остроумец имеет испорченное сердце.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top