Должно не только непрерывно умножать и глубже укоренять в себе те знания, которые были собраны в продолжение нашего воспитания, но надо так- же постоянно упражнять свои способности, совершенствовать их, чтобы приблизиться к идеалу истинной образованности. Особенно необходима забота об этом по отношению к образованию высших способностей души — разума и ума — и, в частности, по отношению к приобретению истинно христианской мудрости.
Для этого требуется не одно упражнение: необходимо еще со смирением и упованием всегда молиться Богу как Подателю всех благ и Источнику истинного света и мудрости. Надо также правильно употреблять получаемые свыше дары, чтобы всегда быть достойным даров новых и высших (Иак. 1, 5; Лк. 19, 24 и далее).
К этой непрерывной деятельности побуждает человека и его собственный дух, или высшие духовные потребности, ибо в каждом человеке, который получил хотя бы некоторое образование, есть уже внутреннее стремление к большему усовершенствованию ума, так как никому не хочется слыть слабоумным или тупоумным. Справедливо замечают, что большая часть людей охотнее сносит упреки в слабости сердца, нежели в глупости.
Это внутреннее стремление к самоусовершенствованию особенно сильно бывает в воспитаннике в том случае, когда с ним благоразумно и правильно обходились с ранних лет его. В образованном уме скрывается невыразимая привлекательность, поэтому тот, кто однажды начал мыслить, уже никогда не захочет отказаться от этого занятия. А чем светлее ум в человеке, тем сильнее стремится он к Источнику света. Но если это стремление в воспитаннике слабо, то:
а) надо обращать его внимание на то, как достойно человека и благотворно истинное образование душевных способностей;
б) надо приводить ему в пример знаменитых мужей из истории и показывать, каким образом и какими средствами они достигали такой высоты и тем значительно умножали не только собственное счастье, но и счастье человечества;
в) сам воспитатель должен быть живым образцом неутомимого и вместе правильного прилежания. Нет ничего поучительнее для воспитанника, чем пример воспитателя, который при каждом случае проявляет истинную ревность к умственному самоусовершенствованию, живое стремление ко всему истинному и полезному и искреннюю душевную радость о ежедневных своих успехах в благотворных познаниях.
Уже было замечено, какой вред наносят умственным способностям чрезмерное напряжение, односторонность, повреждение сердца и особенно ранние грехи нецеломудрия. Воспитанника нужно предохранять от этих зол не только отеческими наставлениями, но и более действенными мерами. Страх Божий и происходящая от него чистота нравственности суть главные основания истинного образования духа; лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху (Прем. 1, 4).
Какие наставления, как дорогой подарок, нужно давать каждому воспитаннику, особенно при вступлении его в общественную жизнь,— об этом надо судить по личным его нуждам, по его слабостям и предстоящим ему опасностям. Родители и воспитатели особенно должны обращать внимание на то, к чему более склонен юноша,— к ветрености ли, к пустым ли забавам, или к мечтательности и т.п.,— и давать ему соответствующие руководственные наставления.