В способности воображения различают много видов. Обратим внимание преимущественно на два из них: на воображение воспроизводительное и про­изводительное.

Воображение называется: а) воспроизводитель­ным, когда оно живо представляет прежде замечен­ные предметы, и в этом случае есть то же, что вос­поминание, оживленное яркими образами; б) произ­водительным, когда оно или первоначально произ­водит образы, живо изображая предметы, или уже перерабатывает, соединяет, разделяет и видоизме­няет их по своим законам, отчасти свободно, отчас­ти подчиняясь некоторой необходимости, чтобы не нарушать законов мышления или законов действи­тельно возможного бытия вещей.

Воображение, получившее правильное образо­вание и строго подчиняющееся высшим способнос­тям, есть способность весьма важная и полезная. Оно возвышает наши представления, изощряет па­мять, облегчает размышление, наполняет душу при­ятными воспоминаниями, украшает нашу жизнь, ус­лаждает общение с другими, освежает, оживляет и обогащает нашу деятельность.

Для достижения этих целей надо заботиться о ясности, живости и правильности образов. Для этого нужно время от времени заставлять детей подробно и точно рассказывать о том, что они видели или испы­тали. Пусть они постепенно приучаются и письменно изображать важные события, общественные торже­ства, прекрасные картины природы и т.д.; пусть ста­вят себя в положение других, чтобы изобразить их состояние,— и таким образом постепенно совершен­ствуются. При этом предметы занятий всегда долж­ны быть приспособляемы к личным свойствам детей и вообще согласны с целью нравственного усовер­шенствования их.

Наилучшим средством для возбуждения и уп­ражнения воображения являются живые рассказы, чем для малых детей служат не только истории, но и нравоучительные басни и сказки. Особенно нужно с ранних лет обращать их взор к чудным картинам природы, которые всегда возвещают нам бесконеч­ную премудрость и любовь Отца Небесного. Также надо раскрывать им Божественную благость и пре­мудрость, являемые в управлении судьбами рода че­ловеческого. В этом случае для детей весьма полезна

Священная История. Если Священную Историю преподают надлежащим образом, рассказывают ее ясно, применяясь к детскому уму, то каждое неис­порченное дитя будет охотно заниматься ею, входить в различные положения и не только читать, но как бы видеть и слышать изображаемые в ней события.

С помощью таких упражнений в душе ребенка отложится целый ряд истинно высоких образов и воспоминаний, и это послужит драгоценным запа­сом для его внутренней деятельности. Посредством этого воображение окрылится, но так, что вера и нравственность воспитанника от того не только не потерпят вреда, но напротив, будут получать весьма благотворное действие. Отсюда ум и чувство истины также будут иметь прочные основания для правиль­ной деятельности. Образованный таким образом ре­бенок везде находит ясные следы всеобъемлющей любви и попечительности Отца Небесного, всегда имеет побуждение любить и славить Бога Отца и Господа Иисуса Христа, любить ближнего из люб­ви к Богу и верно исполнять свои обязанности к Бо­гу, к себе и ближним.

Впрочем, нужна бдительная осторожность, что­бы эта столь важная сама по себе способность не подверглась злоупотреблению. Это может случиться, если она выйдет из пределов подчинения здравому смыслу или начнет составлять образы, вредные для нравственности. В таких случаях воображение часто делает человека неспособным к спокойному размыш­лению, придает пороку новую, почти непреодолимую обольстительность, оказывает самое вредное влияние на тело и иногда делает человека совершенно неспо­собным заниматься делами своего звания.

 

Вместо того чтобы исполнять свои частные или общественные обязанности, такой человек любит жить только в обманчивых образах, его необузданное воображение перелетает то к прошедшему, то к буду­щему, а в настоящем всякое занятие по должности ка­жется ему тяжелым, всякая невинная радость — скуч­ной, всякая встречающаяся трудность — несносной.

 

Один писатель справедливо говорит о преобла­дающем воображении так: «Оно то бросает нас в жар, в котором мы все делаем опрометчиво, то — в дерзость, готовую все разрушить; оно то делает нас унылыми, мнительными и страшливыми без причи­ны, то изнеживает до женской чувствительности, то ожесточает до бесчувственности, то надмевает от­важностью к предприятиям, то стращает детскими баснями и пустыми мечтами. Кратко: оно всегда ли­шает хладнокровия и того спокойного состояния, без которого мы не можем благоразумно заниматься ни­какими внешними делами».

 

Необходимо предотвращать такое повреждение воображения. Для этой цели воспитатель заранее должен ознакомиться с личными качествами своего воспитанника, чтобы знать, в какой степени и какими предметами более обольщается его воображение. В этом отношении способности детей бывают различны.

 

Кроме того, на воображение имеют сильное вли­яние раздражительность нервов, телесное здоровье или болезнь, пища и климат, возраст и пол, пробу­дившиеся наклонности, частое общение с востор­женными людьми и перенесенные огорчения. Ни­когда не нужно позволять воспитаннику предавать­ся порывам воображения или увлекаться пустыми мечтами. Если он находится в таком состоянии, то

 

надо приводить его в себя и побуждать к развлече­нию приличными занятиями.

 

Даже и над непроизвольными мечтами, которые бывают в состоянии сна, то есть над сновидениями, можно иметь, по крайней мере, некоторую власть по­средством твердой воли и продолжительного упраж­нения, что для нравственности очень немаловажно. Этого достигают, когда вообще обогащают свое вооб­ражение только благопристойными образами, стара­ются представлять вещи и события, только согласные с нравственностью, особенно если в состоянии бдения с отвращением удаляют от себя всякую безнравствен­ную мысль и всякое порочное представление.

 

Такая настроенность, приобретенная непрерыв­ной доброй деятельностью, без сомнения, будет продолжаться и во сне. Кому это кажется мало до­стоверным, тот еще не обращал внимательного взо­ра ни на себя, ни на внутреннее свойство добродете­ли. Вор ворует и во сне. Сочинитель сочиняет и во сне. Поэтому герой и во сне будет героем, то есть будет побеждать.

 

Особенно нужно удалять от ребенка все, что мо­жет осквернять или чрезмерно раздражать его вооб­ражение. Сюда принадлежат:

 

а)   картины и статуи, притупляющие нежное чув­ство стыдливости. Они обыкновенно тем глубже за­печатлеваются в душе ребенка, чем больше удовле­творяют нечистому любопытству и так легко воз­буждающемуся влечению к сладострастию. Как не­разумно со стороны родителей или воспитателей и как вредно для детей, когда в детских комнатах на стенах, вместо изображений Священной Истории или других поучительных картин, вешают какие-ни-

 

будь соблазнительные картины из языческой мифо­логии ит. п.!

 

б) общение с людьми, имеющими необузданное воображение. Они особенно легко могут познако­мить детей с такими вещами, о которых последние, к счастью, доселе не имели никакого понятия, если в присутствии их будут позволять себе двусмыслен­ности, бесстыдные намеки и соблазнительные раз­говоры;

 

в) чтение сочинений, которые сильно воспламе­няют детское воображение, переносят его из мира действительного в обманчивый мир мечтаний и на­полняют обольстительными образами нечистых удо­вольствий. Отсюда видно, как вредно для детей чте­ние романов! Кто говорит в пользу этого чтения, тот не понимает человеческой природы, не советуется с опытом, который неоспоримо убеждает в противном.

 

От чтения романов не только воображение берет перевес над высшими силами духа и предается пус­тым мечтам, но и сердце крайне изнеживается. Все­го же прискорбнее, что от чтения романов душа час­то теряет чувство веры, почтение к родителям и на­чальникам, внимательность к своим настоящим от­ношениям, а разум составляет себе превратные пра­вила и, пренебрегая своим истинным назначением, стремится за обманчивыми призраками. Нередко страдает от этого и тело.

 

Если же пристрастившиеся к чтению романов принимают на себя какую-нибудь обязанность, то везде преследует их недовольство и скука, которая иногда оканчивалась страшным самоубийством. Са­мо чтение классических стихотворений легко может причинить большой вред воспитаннику.

 

Если зрелый, образованный муж и найдет здесь пищу и удовольствие, то для незрелого человека нужна большая осторожность. Еще благоразумные люди древности желали, чтобы для детского возрас­та не только классические писатели, но и сами места торожностью;

 

г)   неосторожное и особенно частое посещение те­атра. Если уже чтение романов, повестей о рыцарях и духах и т.д. частью слишком раздражает юное во­ображение, частью наполняет его соблазнительными образами, то не больше ли надо опасаться этого вре­да, когда такие вещи живо представляют на самом деле? Здесь поэтический вымысел посредством про­изношения, пения, телодвижений, музыки, освеще­ния и всей привлекательности представления как бы насильно вторгается в сердце ребенка и всею силою искусства раздражает и увлекает воображение.

 

Можно ли позволять детям самим делать теат­ральные представления? Справедливо желают, что­бы этого не было. Положим, что некоторые пред­ставления могут быть совершенно безвредными, но обыкновенно высказываемые при этом похвалы по­рождают в душе актеров тщеславие и самонадеян­ность. Притом это часто служит для воспитанников поводом к чтению соблазнительных книг и посеще­нию театральных представлений. Да и то уже опас­но, что дети должны будут притворно выражать та­кие чувства, которые чужды их сердцу.

 

Наконец, как неоднократно уже было замечено, при воспитании детей нужно внушать им не только чистые, но и высокие идеи. Например, порок никог­да не нужно представлять привлекательным, но все­гда отвратительным и пагубным, напротив, доброде­тель — всегда утешительной и привлекательной, свя­тую веру — величайшим и вместе совершенно неза­служенным даром Божиим, Святую Церковь — любвеобильною матерью, которая заботится единст­венно о том, чтобы воспитать нас для лучшей жизни и привести к ней, настоящую жизнь — временем се­яния, смерть — успокоением от трудов, Самого Бо­га — бесконечно Святым и Праведным, величай­шим Благодетелем и любвеобильным Отцом всех любящих Его, но вместе и правосудным Мздовозда- ятелем, Который каждому из нас некогда воздаст то, что мы заслужили в этой жизни.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top