В способности воображения различают много видов. Обратим внимание преимущественно на два из них: на воображение воспроизводительное и производительное.
Воображение называется: а) воспроизводительным, когда оно живо представляет прежде замеченные предметы, и в этом случае есть то же, что воспоминание, оживленное яркими образами; б) производительным, когда оно или первоначально производит образы, живо изображая предметы, или уже перерабатывает, соединяет, разделяет и видоизменяет их по своим законам, отчасти свободно, отчасти подчиняясь некоторой необходимости, чтобы не нарушать законов мышления или законов действительно возможного бытия вещей.
Воображение, получившее правильное образование и строго подчиняющееся высшим способностям, есть способность весьма важная и полезная. Оно возвышает наши представления, изощряет память, облегчает размышление, наполняет душу приятными воспоминаниями, украшает нашу жизнь, услаждает общение с другими, освежает, оживляет и обогащает нашу деятельность.
Для достижения этих целей надо заботиться о ясности, живости и правильности образов. Для этого нужно время от времени заставлять детей подробно и точно рассказывать о том, что они видели или испытали. Пусть они постепенно приучаются и письменно изображать важные события, общественные торжества, прекрасные картины природы и т.д.; пусть ставят себя в положение других, чтобы изобразить их состояние,— и таким образом постепенно совершенствуются. При этом предметы занятий всегда должны быть приспособляемы к личным свойствам детей и вообще согласны с целью нравственного усовершенствования их.
Наилучшим средством для возбуждения и упражнения воображения являются живые рассказы, чем для малых детей служат не только истории, но и нравоучительные басни и сказки. Особенно нужно с ранних лет обращать их взор к чудным картинам природы, которые всегда возвещают нам бесконечную премудрость и любовь Отца Небесного. Также надо раскрывать им Божественную благость и премудрость, являемые в управлении судьбами рода человеческого. В этом случае для детей весьма полезна
Священная История. Если Священную Историю преподают надлежащим образом, рассказывают ее ясно, применяясь к детскому уму, то каждое неиспорченное дитя будет охотно заниматься ею, входить в различные положения и не только читать, но как бы видеть и слышать изображаемые в ней события.
С помощью таких упражнений в душе ребенка отложится целый ряд истинно высоких образов и воспоминаний, и это послужит драгоценным запасом для его внутренней деятельности. Посредством этого воображение окрылится, но так, что вера и нравственность воспитанника от того не только не потерпят вреда, но напротив, будут получать весьма благотворное действие. Отсюда ум и чувство истины также будут иметь прочные основания для правильной деятельности. Образованный таким образом ребенок везде находит ясные следы всеобъемлющей любви и попечительности Отца Небесного, всегда имеет побуждение любить и славить Бога Отца и Господа Иисуса Христа, любить ближнего из любви к Богу и верно исполнять свои обязанности к Богу, к себе и ближним.
Впрочем, нужна бдительная осторожность, чтобы эта столь важная сама по себе способность не подверглась злоупотреблению. Это может случиться, если она выйдет из пределов подчинения здравому смыслу или начнет составлять образы, вредные для нравственности. В таких случаях воображение часто делает человека неспособным к спокойному размышлению, придает пороку новую, почти непреодолимую обольстительность, оказывает самое вредное влияние на тело и иногда делает человека совершенно неспособным заниматься делами своего звания.
Вместо того чтобы исполнять свои частные или общественные обязанности, такой человек любит жить только в обманчивых образах, его необузданное воображение перелетает то к прошедшему, то к будущему, а в настоящем всякое занятие по должности кажется ему тяжелым, всякая невинная радость — скучной, всякая встречающаяся трудность — несносной.
Один писатель справедливо говорит о преобладающем воображении так: «Оно то бросает нас в жар, в котором мы все делаем опрометчиво, то — в дерзость, готовую все разрушить; оно то делает нас унылыми, мнительными и страшливыми без причины, то изнеживает до женской чувствительности, то ожесточает до бесчувственности, то надмевает отважностью к предприятиям, то стращает детскими баснями и пустыми мечтами. Кратко: оно всегда лишает хладнокровия и того спокойного состояния, без которого мы не можем благоразумно заниматься никакими внешними делами».
Необходимо предотвращать такое повреждение воображения. Для этой цели воспитатель заранее должен ознакомиться с личными качествами своего воспитанника, чтобы знать, в какой степени и какими предметами более обольщается его воображение. В этом отношении способности детей бывают различны.
Кроме того, на воображение имеют сильное влияние раздражительность нервов, телесное здоровье или болезнь, пища и климат, возраст и пол, пробудившиеся наклонности, частое общение с восторженными людьми и перенесенные огорчения. Никогда не нужно позволять воспитаннику предаваться порывам воображения или увлекаться пустыми мечтами. Если он находится в таком состоянии, то
надо приводить его в себя и побуждать к развлечению приличными занятиями.
Даже и над непроизвольными мечтами, которые бывают в состоянии сна, то есть над сновидениями, можно иметь, по крайней мере, некоторую власть посредством твердой воли и продолжительного упражнения, что для нравственности очень немаловажно. Этого достигают, когда вообще обогащают свое воображение только благопристойными образами, стараются представлять вещи и события, только согласные с нравственностью, особенно если в состоянии бдения с отвращением удаляют от себя всякую безнравственную мысль и всякое порочное представление.
Такая настроенность, приобретенная непрерывной доброй деятельностью, без сомнения, будет продолжаться и во сне. Кому это кажется мало достоверным, тот еще не обращал внимательного взора ни на себя, ни на внутреннее свойство добродетели. Вор ворует и во сне. Сочинитель сочиняет и во сне. Поэтому герой и во сне будет героем, то есть будет побеждать.
Особенно нужно удалять от ребенка все, что может осквернять или чрезмерно раздражать его воображение. Сюда принадлежат:
а) картины и статуи, притупляющие нежное чувство стыдливости. Они обыкновенно тем глубже запечатлеваются в душе ребенка, чем больше удовлетворяют нечистому любопытству и так легко возбуждающемуся влечению к сладострастию. Как неразумно со стороны родителей или воспитателей и как вредно для детей, когда в детских комнатах на стенах, вместо изображений Священной Истории или других поучительных картин, вешают какие-ни-
будь соблазнительные картины из языческой мифологии ит. п.!
б) общение с людьми, имеющими необузданное воображение. Они особенно легко могут познакомить детей с такими вещами, о которых последние, к счастью, доселе не имели никакого понятия, если в присутствии их будут позволять себе двусмысленности, бесстыдные намеки и соблазнительные разговоры;
в) чтение сочинений, которые сильно воспламеняют детское воображение, переносят его из мира действительного в обманчивый мир мечтаний и наполняют обольстительными образами нечистых удовольствий. Отсюда видно, как вредно для детей чтение романов! Кто говорит в пользу этого чтения, тот не понимает человеческой природы, не советуется с опытом, который неоспоримо убеждает в противном.
От чтения романов не только воображение берет перевес над высшими силами духа и предается пустым мечтам, но и сердце крайне изнеживается. Всего же прискорбнее, что от чтения романов душа часто теряет чувство веры, почтение к родителям и начальникам, внимательность к своим настоящим отношениям, а разум составляет себе превратные правила и, пренебрегая своим истинным назначением, стремится за обманчивыми призраками. Нередко страдает от этого и тело.
Если же пристрастившиеся к чтению романов принимают на себя какую-нибудь обязанность, то везде преследует их недовольство и скука, которая иногда оканчивалась страшным самоубийством. Само чтение классических стихотворений легко может причинить большой вред воспитаннику.
Если зрелый, образованный муж и найдет здесь пищу и удовольствие, то для незрелого человека нужна большая осторожность. Еще благоразумные люди древности желали, чтобы для детского возраста не только классические писатели, но и сами места торожностью;
г) неосторожное и особенно частое посещение театра. Если уже чтение романов, повестей о рыцарях и духах и т.д. частью слишком раздражает юное воображение, частью наполняет его соблазнительными образами, то не больше ли надо опасаться этого вреда, когда такие вещи живо представляют на самом деле? Здесь поэтический вымысел посредством произношения, пения, телодвижений, музыки, освещения и всей привлекательности представления как бы насильно вторгается в сердце ребенка и всею силою искусства раздражает и увлекает воображение.
Можно ли позволять детям самим делать театральные представления? Справедливо желают, чтобы этого не было. Положим, что некоторые представления могут быть совершенно безвредными, но обыкновенно высказываемые при этом похвалы порождают в душе актеров тщеславие и самонадеянность. Притом это часто служит для воспитанников поводом к чтению соблазнительных книг и посещению театральных представлений. Да и то уже опасно, что дети должны будут притворно выражать такие чувства, которые чужды их сердцу.
Наконец, как неоднократно уже было замечено, при воспитании детей нужно внушать им не только чистые, но и высокие идеи. Например, порок никогда не нужно представлять привлекательным, но всегда отвратительным и пагубным, напротив, добродетель — всегда утешительной и привлекательной, святую веру — величайшим и вместе совершенно незаслуженным даром Божиим, Святую Церковь — любвеобильною матерью, которая заботится единственно о том, чтобы воспитать нас для лучшей жизни и привести к ней, настоящую жизнь — временем сеяния, смерть — успокоением от трудов, Самого Бога — бесконечно Святым и Праведным, величайшим Благодетелем и любвеобильным Отцом всех любящих Его, но вместе и правосудным Мздовозда- ятелем, Который каждому из нас некогда воздаст то, что мы заслужили в этой жизни.