Ум есть духовное око человека, которым он видит не то, что является во времени и пространстве, но вечные первообразы как того, что есть, так и того, что должно быть. Хотя ум есть одна сила, однако мы даем ему различные наименования. Он называется: умом созерцательным (теоретическим), когда исследует истину, умом деятельным (практическим), как провозвестник вечного закона, с которым мы должны сообразовывать все действия нашей свободы; а некоторые еще называют его высшим воображением (или фантазией), как орган, созерцающий идеи прекрасного, великого и высокого.
Во всех указанных значениях ум пробуждается в ребенке гораздо раньше, нежели думают некоторые. Как скоро ребенок начинает судить об истинном, прекрасном и нравственно добром,— это знак, что ему уже открывается если не солнце, то, по крайней мере, заря высшего мира. Хотя душа еще не понимает ясно этих высоких идей, но живой росток умственной деятельности уже пришел в движение и с нетерпением ждет нужного пособия для своего дальнейшего раскрытия. Это пособие состоит в постоянном возбуждении, упражнении и направлении деятельности ума. Здесь воспитаннику необходимо:
а) по мере приобретенной им силы ума при всяком случае давать предметы для размышления об истине, справедливости и несправедливости;
б) занятия направлять так, чтобы детского ума не расстраивали ни предрассудки, ни худые наклонности и чтобы он с радостью принимал познанную истину.
Ошибаются те, кои под образованием ума разумеют только сообщение отвлеченных понятий, общих положений и глубокомысленных доказательств. Также несправедливо делают, когда образование ума отделяют от образования способности внешнего восприятия и, чтобы воспитанника сделать умным, считают нужным только возвысить его в мир идей, между тем как ум, с самого пробуждения своего, должен мало-помалу укрепляться, приучаясь судить о предметах внешнего и внутреннего мира, о предметах мира физического и нравственного, о том, что прежде было, и о том, что каждый день происходит вне нас и с нами самими.
Как чувство красоты первоначально раскрывается не посредством науки о красоте (эстетики), но посредством правильного рассмотрения тех предметов, которые своей красотой хотя бы слабо отражают первообраз красоты, так точно раскрывается и чувство истины и нравственного добра. Отсюда очевидно, что погрешают утверждающие, будто образование ума надо откладывать до лет духовной зрелости.
Можно ли человеку достигнуть духовной зрелости, если чувство истины и долга в нем заранее не возбуждено, не раскрыто постепенно и оставлено без попечения? Без раннего образования ума невозможно истинно человеческое образование и прочих способностей, потому что только ум возвышает человека над животным и делает его истинным человеком. Все ошибочные мнения в этом случае происходят от неправильного взгляда на существо ума или от того, что его образование, о котором должна рассуждать наука воспитания, смешивают с образованием собственно философским.
Об образовании высшего воображения будет сказано ниже, когда станем говорить об образовании чувства красоты. Здесь кратко скажем о высоком значении ума. Ум есть способность находить истину и жить сообразно с ней, или способность приводить в согласие земное с неземным, временное с вечным. Всегда внимать гласу Бога и всегда верно следовать ему есть знак высшего образования ума.
Только того мы считаем истинно умным человеком, кто свои знания правильно употребляет для достижения главного своего назначения. Поэтому собственно образование ума и нравственное образование есть одно и то же.
По учению веры, истинно умный человек есть только тот, кто в жизни непритворно показывает себя истинно благочестивым и добродетельным. И так как одно только христианство есть истинная вера, божественность которой подтверждается непререкаемыми историческими событиями, и спасение падшего рода человеческого возможно только через веру в Иисуса Христа, то кому не горестно слышать, что и в наше время некоторые стараются подрывать христианство?
Особенно прискорбно то, что под видом совершенствования любознательного юноши отвлекают ум его от того, что для него дороже всего, и, подобно Иеровоаму, развращавшему Израиль, вместо того чтобы вести его в Иерусалим, в притворы единого и истинного Бога, влекут в Дан и Вефиль для поклонения идолу, которого сами сделали.
О, если бы философия пришла в себя от своего опьянения и увидела, что она тогда только достойна
своего имени (любовь к мудрости), когда идет по пустыне, опираясь на единое истинное руководство — учение Иисуса Христа, единого истинного Учителя, подобно тому как таинственная Невеста — на своего Возлюбленного! (Песн. 8, 5). Сам опыт учит нас, что каждая система сама в себе носит зародыш своей смерти, как скоро она является враждующей против Евангельского учения и Св. Церкви, краеугольный Камень и Глава которой есть Иисус Христос, Истинный Бог, Творец и Владыка всех тварей.