Хотя некоторые несправедливо утверждают, будто человек ничего больше не знает, кроме того, что он получает посредством внешних чувств,— ибо слишком неразумно идеи об истине, нравственном добре и красоте считать только произведением внеш­него опыта,— однако же образование способности внешнего восприятия весьма важно, не только пото­му, что от нее зависит обыкновенная деятельность человека, но и потому, что эта способность доставля­ет пищу уму, которую вслед за тем он по высшим идеям обсуждает, обрабатывает и употребляет для своих целей. Поэтому справедливо можно сказать, что с кругом зрения расширяется и круг мышления.

Вообще философского умозрения никогда не нужно отделять от опыта. В новейшие времена, ос­лепляясь блеском идеального творчества и построе­ния, крайне унизили столь прославленный прежде эмпиризм. Но как может человек правильно дейст­вовать на опытный мир, когда он, живя в одних иде­ях, не имеет о нем достаточного познания? Чтобы в своем высоком полете не быть игрой мечтательных обольщений, человеческий дух также имеет нужду в опытных познаниях, как корабль в грузе. С другой стороны, тот, кто, не имея высшего взгляда и иде­ального стремления, останавливается только на опы­те, вовсе будет поглощен его потоком. Издавна жа­ловались, что решительный эмпиризм легко перехо­дит в материализм.

Для образования способности внешнего восприятия нужно: а) сохранение и усовершенство­вание чувственных органов; б) сам ум сделать спо­собным к восприятию предметов, соответствующих каждому органу, ибо не орган, собственно, видит и слышит, но ум человека, и он видит и слышит обык­новенно только то, что знает. Отчего, например, ху­дожник с притупленным зрением видит в прекрас­ной картине несравненно больше, нежели самое ост­рое зрение человека необразованного?

Главное дело и здесь — правильное постоянное упражнение, для которого, не определяя известных часов, всегда и везде можно находить много случаев. Такого рода упражнения очень легко обращаются в занимательную игру, когда, например, между мно­гими воспитанниками возбуждается соревнование, в котором один старается лучше других что-нибудь видеть, правильнее измерять длину, глубину и высо­ту, открывать больше самых тонких отличительных признаков и тому подобное. Однако необходимо:

а) чтобы подобные упражнения никогда не были опасны для нравственности и детской невинности;

б) чтобы не были односторонни, что бывает, ког­да, оставляя другие совершенства, имеют в виду только одно какое-нибудь, например, совершенство зрения и подобное;

в) чтобы преимущественно совершенствовался орган чувства более благородного и теснее связанно­го с исполнением обязанностей;

г) наконец, чтобы всегда соблюдалась строгая последовательность и постепенность в переходе от легких упражнений к более трудным.

Для того чтобы особенно развить ум для внеш­них наблюдений, надо с ранних лет предохранять де­тей от ветрености и той тупости, когда они смотрят на предметы без всякого размышления. С этой це­лью нужно приучать детей к размышлению:

а) о происхождении, составных частях, пользе и употреблении наблюдаемых предметов, особенно тех, которые часто встречаются в обыкновенной жизни;

б) о причинах встречающихся явлений, об их следствиях и действиях или вообще о причинной связи вещей.

Также мало-помалу нужно возбуждать в детях чувство приличия, порядка и красоты. Впрочем, об этом будет сказано ниже в статье о воспитании чув­ства красоты.

Наилучшее средство для развития наблюда­тельности есть срисовывание внешних предметов, посредством чего наше внимание делается более вдумчивым. В этом наша душа находит весьма при­ятное занятие, и, не говоря о многих выгодах рисо­вания для жизни, рисуя, мы замечаем очень много как недостатков, так и красот, которых через про­стое наблюдение никогда бы не открыли.

При этом для детей всего поучительнее пример воспитателя. Если он в обыкновенном общении с де­тьми всегда показывает внимательность к встречаю­щимся предметам и, не останавливаясь на мелочах, в присутствии детей охотно предлагает о предметах свои замечания, то этот навык наблюдательности незаметно перейдет и на воспитанников.

Но никогда не нужно забывать, что наблюдение внешних предметов не составляет главного для чело­века: оно должно быть только средством к достиже­нию высших целей, которых никогда не надо упускать из виду. Не следует также воспитание этой способно­сти обращать в пустую забаву без цели, но всегда на­до направлять ее к пользе юного гражданина мира.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top