Наука воспитания имеет своим предметом усовершенствование сил человека, как физических, так и нравственных. Цель ее — пробудить в ребенке дремлющие способности, укрепить их упражнением, частью предохранить от повреждения, а частью исправить поврежденное, и все силы его привести в такое взаимное подчинение, чтобы они все согласно содействовали достижению назначения воспитанника, как временного, так и вечного.
Общие правила воспитания относятся непосредственно:
а) к пробуждению способностей и руководству ими;
б) к предохранению их от повреждения;
Ни духа, ни тела не нужно оставлять без образования. То же самое нужно сказать и отдельно о каждой способности духа. Одностороннее образование почти всегда влечет за собой печальные последствия. К чему, например, послужит живость воображения и верность памяти, если при этом недостает человеку здравого смысла? К чему поведет обширное образование разума, если испорчено сердце? До каких погрешностей может довести и доброе сердце, если оно оставлено без разумного руководства? Воспитание должно развить все способности человека соответственно их назначению, должно развить тело и дух так, чтобы из земного человека образовался человек небесный.
Несправедливо думать, будто все способности нужно развивать одинаково. Воспитание должно производить в человеке единство и гармонию, а поэтому низшее надо подчинять высшему, а высшее — высочайшему. Эта гармония должна согласоваться с назначением человека, как временным, так и вечным.
Как тело, так и дух человека в своем раскрытии следуют законам своей природы. Если воспитатель хочет соответствовать своему высокому званию, то он должен считаться с естественным ходом образования и помогать ему посредством возбуждения и направления детских способностей. Только там надо противодействовать природе человека, где она оказывается поврежденной.
Хотя человеческие способности по своей природе у всех детей одинаковы и подлежат одинаковым законам развития, но в отношении образа и степени их обнаружения есть большое различие. В детях, в зависимости от организации, темперамента, первых впечатлений детства, прежнего обхождения с ними, климата, питания и т. п., образуются некоторые частные свойства, как телесные, так и духовные, которые мы называем личными или особенными качествами.
Образование нужно начинать с ранних лет и сообразовывать с возрастом. Всякий может видеть на опыте, как важно с ранних лет заботиться об образовании тела, согласном с природой и приспособленном к будущему развитию и употреблению его органов. И в нравственном отношении воспитание должно начинаться гораздо раньше, нежели это обыкновенно бывает.
Хотя в раннем возрасте духовные способности находятся еще в бездействии или слабо действуют, однако уже тогда можно сделать очень многое, частью пробуждая их, частью предварительно уравнивая им путь, которым они должны будут проходить после своего пробуждения. Как это бывает, можно хорошо видеть даже на самых малых детях, когда они с любовью и приятностью смотрят в глаза матери или отца, замечая их ласки.
Ранее было сказано, что образование должно быть сообразно с природой. Природа человека раскрывается постепенно и заботится не столько о скорости образования, сколько о твердости его. Поэтому воспитание должно верно следовать за таким ходом природы, не опережать ее, а только всегда помогать ей. Здесь, как и везде, прежде нужно положить хорошее основание, а потом, не переступая ни одной ступени, постепенно возводить здание.
Образованию нужно помогать:
а) посредством упражнения детских сил и руководства ими.
Чтобы счастливо продолжать образование, необходимо постоянное упражнение детских сил и руководство ими. Упражнение справедливо называют матерью искусства. Без упражнения сил нельзя научиться хорошо пользоваться ими. Напротив, чем чаще упражняют какую-либо силу, тем больше она укрепляется и тем становится способнее к деятельности.
Всегда главное при воспитании сыновей — сыновний страх к Богу. Эта истина не требует доказательств. При воспитании важнее всего то, чтобы в детях глубоко укоренялись и всегда поддерживались: живая вера в Бога, навык постоянно ходить перед Ним, как всеведущим, и постоянная, искренняя забота о том, чтобы не оскорбить своими грехами Его — бесконечно благого и правосудного Отца, или кратко: сыновний страх к Богу. Он есть начало премудрости (Притч. 9, 10). Лучше немногое при страхе Господнем, нежели большое сокровище, и при нем тревога (Притч. 15, 16). Богат ли кто и славен или беден, похвала их — страх Господень (Сир. 10, 25). Если сыновний страх к Богу есть в душе воспитанника, то в ней заложено главное основание доброго воспитания.