Образование нужно начинать с ранних лет и сообразовывать с возрастом. Всякий может видеть на опыте, как важно с ранних лет заботиться об образовании тела, согласном с природой и приспособленном к будущему развитию и употреблению его органов. И в нравственном отношении воспитание должно начинаться гораздо раньше, нежели это обыкновенно бывает.
Хотя в раннем возрасте духовные способности находятся еще в бездействии или слабо действуют, однако уже тогда можно сделать очень многое, частью пробуждая их, частью предварительно уравнивая им путь, которым они должны будут проходить после своего пробуждения. Как это бывает, можно хорошо видеть даже на самых малых детях, когда они с любовью и приятностью смотрят в глаза матери или отца, замечая их ласки.
Тут любовь родителей возбуждает любовь и внимательность в детях, и сама природа учит мать, как нужно пробуждать, поддерживать и упражнять эту любовь и внимательность. Любовь делает ее изобретательной; для нераскрывшихся душевных сил ребенка она есть то же, что благотворный весенний луч солнца для семени растения, лежащего еще в земле. Взор матери и в душе грудного ребенка может пробуждать чувства любви, младенческой радости и духовной деятельности.
Детская комната очень много значит для детей, и погрешности, допускаемые здесь, неисчислимы! Часто не заботятся о чистоте, о полезной пище, о приличной одежде, о движении и т. п. Чего только иногда не бывает и в нравственном отношении! Вместо того, например, чтобы пробуждать духовные силы детей, оставляют их целыми часами сидеть перед собой в бездействии и радуются, когда дети в таком положении молчат или бывают спокойны, а того не представляют, что тем самым замедляется развитие их ума, и если долго будут так обходиться с детьми, то и умственные силы их тупеют, и тело терпит много вреда.
Особенно нужно заранее приучать детей к правильному образу жизни. Положим, что приучение их к скромности, к послушанию, приличному поведению при богослужении и т. п. сначала будет только внешнее, но как много через это приобретается для будущего! Дети, заранее привыкшие к правильному образу жизни, впоследствии легко могут своим прежде приобретенным привычкам сообщить характер истинной нравственности.
Если в детях чувственные наклонности приведены в порядок, то на пути добродетели падения их будут реже, борьба легче, и победа тем вернее, чем глубже добрый навык укореняется в них путем многократного и долговременного повторения добрых действий. Что же, напротив, бывает, когда ребенок в первые годы предоставляется самому себе, своим беспорядочным наклонностям и своенравию?
Может ли формирующийся рассудок подчинить воспитанника своей власти, если нрав его уже давно испорчен и зло в нем укоренилось еще прежде раскрытия смысла? Поэтому очень важно соблюдать правило: «Чего дети не должны будут делать после раскрытия смысла, того не надо позволять им и прежде; что дети должны будут делать в последующие годы, к тому надо приучать их как можно раньше, по мере развития их ума и укрепления нравственных и физических сил».
Из этого легко понять, как надо относиться к таким и подобным поговоркам: «Дитя еще не знает этого; оно не мыслит зла; человек научается случаями; недостаток сам собою со временем уничтожится» и т. п. Родители, оставляющие детей своих в первые годы без попечения, не думают, что: а) их раннее нехорошее поведение легко переходит в навык; б) слабые расположения детского сердца могут обратиться в постоянный характер юноши и мужа;
в) дети, которые, будучи теперь никем не удерживаемы, предаются влечению своего темперамента и своему неразумию, вскоре также будут предаваться своим беспорядочным наклонностям; г) от этих наклонностей сердца и мечтаний воображения самые члены тела располагаются ко греху, отчего победа совести над усилившимися худыми наклонностями чрезвычайно затрудняется.
Впрочем, это возбуждение способностей и наклонностей и руководство ими должно быть сообразно с возрастом. Как тело, так и дух требуют одного руководства в первые годы, другого впоследствии, когда они укрепятся.
Маленьким детям еще не надо давать уроков в собственном смысле, а только нужно пробуждать их способности и предрасполагать к надлежащей деятельности, также и нравы их надо развивать не столько наставлениями, сколько примерами и благоразумным обхождением с ними. А когда силы ребенка мало-помалу будут раскрываться, тогда и воспитание должно идти вперед, принимая новые, хорошо обдуманные формы. Вредно, когда с юношами обходятся как с детьми или с детьми обращаются уже как со взрослыми.