Образование нужно начинать с ранних лет и со­образовывать с возрастом. Всякий может видеть на опыте, как важно с ранних лет заботиться об обра­зовании тела, согласном с природой и приспособлен­ном к будущему развитию и употреблению его органов. И в нравственном отношении воспитание должно начинаться гораздо раньше, нежели это обыкновенно бывает.

Хотя в раннем возрасте духовные способности находятся еще в бездействии или слабо действуют, однако уже тогда можно сделать очень многое, час­тью пробуждая их, частью предварительно уравни­вая им путь, которым они должны будут проходить после своего пробуждения. Как это бывает, можно хорошо видеть даже на самых малых детях, когда они с любовью и приятностью смотрят в глаза мате­ри или отца, замечая их ласки.

Тут любовь родителей возбуждает любовь и внимательность в детях, и сама природа учит мать, как нужно пробуждать, поддерживать и упражнять эту любовь и внимательность. Любовь делает ее изобретательной; для нераскрывшихся душевных сил ребенка она есть то же, что благотворный весен­ний луч солнца для семени растения, лежащего еще в земле. Взор матери и в душе грудного ребенка мо­жет пробуждать чувства любви, младенческой радо­сти и духовной деятельности.

Детская комната очень много значит для детей, и погрешности, допускаемые здесь, неисчислимы! Часто не заботятся о чистоте, о полезной пище, о приличной одежде, о движении и т. п. Чего только иногда не бывает и в нравственном отношении! Вместо того, например, чтобы пробуждать духов­ные силы детей, оставляют их целыми часами си­деть перед собой в бездействии и радуются, когда де­ти в таком положении молчат или бывают спокойны, а того не представляют, что тем самым замедляется развитие их ума, и если долго будут так обходиться с детьми, то и умственные силы их тупеют, и тело терпит много вреда.

Особенно нужно заранее приучать детей к пра­вильному образу жизни. Положим, что приучение их к скромности, к послушанию, приличному пове­дению при богослужении и т. п. сначала будет толь­ко внешнее, но как много через это приобретается для будущего! Дети, заранее привыкшие к правиль­ному образу жизни, впоследствии легко могут своим прежде приобретенным привычкам сообщить харак­тер истинной нравственности.

Если в детях чувственные наклонности приведе­ны в порядок, то на пути добродетели падения их бу­дут реже, борьба легче, и победа тем вернее, чем глубже добрый навык укореняется в них путем мно­гократного и долговременного повторения добрых действий. Что же, напротив, бывает, когда ребенок в первые годы предоставляется самому себе, своим беспорядочным наклонностям и своенравию?

Может ли формирующийся рассудок подчинить воспитанника своей власти, если нрав его уже давно испорчен и зло в нем укоренилось еще прежде рас­крытия смысла? Поэтому очень важно соблюдать правило: «Чего дети не должны будут делать после раскрытия смысла, того не надо позволять им и прежде; что дети должны будут делать в последую­щие годы, к тому надо приучать их как можно рань­ше, по мере развития их ума и укрепления нравст­венных и физических сил».

Из этого легко понять, как надо относиться к та­ким и подобным поговоркам: «Дитя еще не знает этого; оно не мыслит зла; человек научается случая­ми; недостаток сам собою со временем уничтожит­ся» и т. п. Родители, оставляющие детей своих в первые годы без попечения, не думают, что: а) их раннее нехорошее поведение легко переходит в на­вык; б) слабые расположения детского сердца могут обратиться в постоянный характер юноши и мужа;

в)   дети, которые, будучи теперь никем не удержива­емы, предаются влечению своего темперамента и своему неразумию, вскоре также будут предаваться своим беспорядочным наклонностям; г) от этих на­клонностей сердца и мечтаний воображения самые члены тела располагаются ко греху, отчего победа совести над усилившимися худыми наклонностями чрезвычайно затрудняется.

Впрочем, это возбуждение способностей и на­клонностей и руководство ими должно быть сооб­разно с возрастом. Как тело, так и дух требуют од­ного руководства в первые годы, другого впоследст­вии, когда они укрепятся.

Маленьким детям еще не надо давать уроков в собственном смысле, а только нужно пробуждать их способности и предрасполагать к надлежащей дея­тельности, также и нравы их надо развивать не столько наставлениями, сколько примерами и благо­разумным обхождением с ними. А когда силы ре­бенка мало-помалу будут раскрываться, тогда и вос­питание должно идти вперед, принимая новые, хоро­шо обдуманные формы. Вредно, когда с юношами обходятся как с детьми или с детьми обращаются уже как со взрослыми.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top