Всегда главное при воспитании сыновей — сы­новний страх к Богу. Эта истина не требует доказа­тельств. При воспитании важнее всего то, чтобы в детях глубоко укоренялись и всегда поддержива­лись: живая вера в Бога, навык постоянно ходить перед Ним, как всеведущим, и постоянная, искрен­няя забота о том, чтобы не оскорбить своими греха­ми Его — бесконечно благого и правосудного Отца, или кратко: сыновний страх к Богу. Он есть начало премудрости (Притч. 9, 10). Лучше немногое при страхе Господнем, нежели большое сокровище, и при нем тревога (Притч. 15, 16). Богат ли кто и славен или беден, похвала их — страх Господень (Сир. 10, 25). Если сыновний страх к Богу есть в душе воспитанника, то в ней заложено главное осно­вание доброго воспитания.

Страх Божий наполняет цветущего юношу ува­жением к своему телу, как жилищу Святаго Духа, делает внимательным к учению Святого Писания и обогащает истинно полезными знаниями. Страх Бо­жий возбуждает в сердце воспитанника возвышен­ные чувства, обуздывает порывы самоволия, приво­дит в порядок его желания и наклонности, делает его в счастье скромным, в несчастье твердым и велико­душным и образует его как истинного гражданина отечества земного и небесного. Отсюда видно, как много ошибаются те, кто, заботясь об обучении де­тей разным наукам, мало думает о возбуждении и поддержании в детях сыновнего страха к Богу. Дей­ствительность весьма часто доказывает, что все про­чее остается без пользы, если в основание воспита­ния не полагаются искренняя христианская любовь и сыновний страх к Богу.

Для укоренения в детях страха Божия прежде всего нужен истинно благочестивый пример родите­лей, воспитателей и вообще всех, имеющих влияние на детей. Сила примера очень велика во всяком от­ношении, но особенно велика она при воспитании духа благочестия.

Если родители и все окружающие детей сами проникнуты сыновним страхом к Богу, всегда гово­рят о Боге с благоговением, с надеждой ожидают от Него всякого блага и получаемое приписывают Ему с искренней благодарностью, если они, благоговейно взирая на Бога, все несчастья принимают со смирен­ной преданностью, а на грехи всегда смотрят как на величайшее зло, то такой пример, без сомнения, произведет на детей благодетельное влияние.

Ежедневно видя перед собой примеры благочес­тия, дети мало-помалу и сами привыкают с благогове­нием мыслить и говорить о Боге, искренно любить Его, как благого Отца, ревностно исполнять Его запо­веди и с сыновним страхом избегать всякого наруше­ния воли Божией. Впрочем, чтобы благотворно влиять на воспитанников, надо иметь истинное благочестие, а не казаться только благочестивым: личину благочестия дети скоро замечают и в таком случае сами быстро привыкают подражать виденным образцам.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top