Всегда главное при воспитании сыновей — сыновний страх к Богу. Эта истина не требует доказательств. При воспитании важнее всего то, чтобы в детях глубоко укоренялись и всегда поддерживались: живая вера в Бога, навык постоянно ходить перед Ним, как всеведущим, и постоянная, искренняя забота о том, чтобы не оскорбить своими грехами Его — бесконечно благого и правосудного Отца, или кратко: сыновний страх к Богу. Он есть начало премудрости (Притч. 9, 10). Лучше немногое при страхе Господнем, нежели большое сокровище, и при нем тревога (Притч. 15, 16). Богат ли кто и славен или беден, похвала их — страх Господень (Сир. 10, 25). Если сыновний страх к Богу есть в душе воспитанника, то в ней заложено главное основание доброго воспитания.
Страх Божий наполняет цветущего юношу уважением к своему телу, как жилищу Святаго Духа, делает внимательным к учению Святого Писания и обогащает истинно полезными знаниями. Страх Божий возбуждает в сердце воспитанника возвышенные чувства, обуздывает порывы самоволия, приводит в порядок его желания и наклонности, делает его в счастье скромным, в несчастье твердым и великодушным и образует его как истинного гражданина отечества земного и небесного. Отсюда видно, как много ошибаются те, кто, заботясь об обучении детей разным наукам, мало думает о возбуждении и поддержании в детях сыновнего страха к Богу. Действительность весьма часто доказывает, что все прочее остается без пользы, если в основание воспитания не полагаются искренняя христианская любовь и сыновний страх к Богу.
Для укоренения в детях страха Божия прежде всего нужен истинно благочестивый пример родителей, воспитателей и вообще всех, имеющих влияние на детей. Сила примера очень велика во всяком отношении, но особенно велика она при воспитании духа благочестия.
Если родители и все окружающие детей сами проникнуты сыновним страхом к Богу, всегда говорят о Боге с благоговением, с надеждой ожидают от Него всякого блага и получаемое приписывают Ему с искренней благодарностью, если они, благоговейно взирая на Бога, все несчастья принимают со смиренной преданностью, а на грехи всегда смотрят как на величайшее зло, то такой пример, без сомнения, произведет на детей благодетельное влияние.
Ежедневно видя перед собой примеры благочестия, дети мало-помалу и сами привыкают с благоговением мыслить и говорить о Боге, искренно любить Его, как благого Отца, ревностно исполнять Его заповеди и с сыновним страхом избегать всякого нарушения воли Божией. Впрочем, чтобы благотворно влиять на воспитанников, надо иметь истинное благочестие, а не казаться только благочестивым: личину благочестия дети скоро замечают и в таком случае сами быстро привыкают подражать виденным образцам.