Хотя человеческие способности по своей природе у всех детей одинаковы и подлежат одинаковым законам развития, но в отношении образа и степени их обнаружения есть большое различие. В детях, в зависимости от организации, темперамента, первых впечатлений детства, прежнего обхождения с ними, климата, питания и т. п., образуются некоторые частные свойства, как телесные, так и духовные, которые мы называем личными или особенными качествами.
Эти различные видоизменения одной и той же природы, если не являются недостатками, без сомнения составляют красоту целого. И садовник в цветник сажает не одни розы или фиалки, но различные цветы, чтобы каждый особым образом и на своем месте усиливал общее приятное впечатление, возбуждаемое картиной цветов.
Но бывают и отрицательные личные свойства, потому что наклонность ко злу очень рано обнаруживается в человеке и потом раскрывается в различных направлениях. Поэтому несправедливо было бы желать, чтобы со всеми детьми обращались одинаково.
Добрые личные свойства ребенка не должны быть подавляемы, а недостатки, лично ему принадлежащие, требуют благоразумного и точно к нему приспособленного противодействия. Для этого воспитателю необходимо, насколько возможно, больше узнавать личные свойства своих воспитанников.
Наилучшим средством для этого является собственное наблюдение воспитателя. При наблюдении он должен избегать всякого пристрастия к своим воспитанникам; иначе если об одном будет судить слишком снисходительно, а о другом чрезмерно строго, то в одном иногда сами недостатки будет признавать за совершенства, а в другом и совершенства посчитает недостатками.
Он должен давать детям относительную свободу, чтобы они в своем кругу могли общаться непринужденно. Излишняя строгость и ограничение приводят только к тому, что дети привыкают притворяться и с ранних лет делаются лицемерами.
Еще в древности советовали наблюдать за детьми преимущественно во время их забав, когда они свободно общаются с подобными себе, потому что в такой обстановке ясно обнаруживаются их господствующие расположения и наклонности, как хорошие, так и плохие.
Воспитатель должен стараться, посредством приветливости и ласковой снисходительности, приобретать себе доверие детей для того, чтобы дети, уверившись в его благоразумии и искреннем расположении к ним, ничего не скрывали от него. Но он должен наблюдать за детьми, не давая им этого заметить; особенно надо остерегаться хитрого подсматривания и неосторожного доверия к наушникам. Наблюдая, нужно смотреть не только на некоторые обнаружения их сил, но на все вместе и сравнивать одного ребенка с другим, потому что противоположности многое открывают.
Воспитатель может многое узнать о ребенке, рассматривая организацию его тела и темперамент, осторожно пользуясь правилами физиогномики и мимики, обращая внимание на физические и нравственные свойства родителей и на господствующий в их доме дух.
По виду узнается человек, и по выражению лица при встрече познается разумный. Одежда и осклабление зубов и походка человека показывают свойство его (Сир. 19, 26—27). Особенно много показывают глаза: на живой, быстрый, пламенный взор всегда смотрели как на выражение деятельного духа; напротив, томные, неподвижные и полузакрытые глаза заранее показывают слабость сил и бездеятельность ребенка.
Благоразумный воспитатель должен также обращать внимание и на то, как думают о воспитаннике другие, особенно находящиеся в частом и близком общении с ним, каковы, например, родители и домашние. Не доверяя им излишне, воспитатель примет их отзывы за данные для своих дальнейших наблюдений. Часто весьма верны бывают суждения самих воспитанников: в общении между собой дети обыкновенно отбрасывают всякое притворство, и поэтому сами они лучше знают друг друга.