Несправедливо думать, будто все способности нужно развивать одинаково. Воспитание должно производить в человеке единство и гармонию, а поэтому низшее надо подчинять высшему, а выс­шее — высочайшему. Эта гармония должна согла­соваться с назначением человека, как временным, так и вечным.

Временное назначение человека состоит в том, чтобы он, как член общества, в определенном ему месте действовал к общему благу. Поэтому если будущее звание воспитанника решено заранее, то все способности его нужно развить так, чтобы он в свое время мог надлежащим образом исполнять 2 Зак. 498

обязанности своего звания. Но так как есть различ­ные звания, то и воспитание в этом отношении должно быть различно.

Судя по тому, нужно ли юного гражданина ми­ра, посредством образования, сделать честным зем­ледельцем, или воином, или художником, или уче­ным и пр., надо и способностям, необходимым для того или другого звания, давать преимущественное образование, а образование всех прочих приводить в согласие с ними. Воспитание также видоизменяется в зависимости от пола. Но всякое временное назна­чение человека не есть еще высшее и последнее, а потому оно само должно быть подчинено высшему и главному назначению его.

Высшее назначение каждого человека есть его теснейшее общение с Богом в вечности. А достиг­нуть этого мы можем только через Иисуса Христа, при том условии, что, до конца временной жизни пребывая в недрах Православной Церкви, сохраним живую веру во Христа Спасителя нашего и всегда будем одушевляться Его Духом, Духом любви.

Поэтому вера, действующая любовью, или ис­тинно христианская добродетель, в продолжение всего воспитания требует особенного внимания и за­ботливости. Без любви, происходящей от веры, все самые необыкновенные преимущества человека — не что иное, как медь звенящая, которая звучит без пользы (1 Кор. 13, 1 и далее).

Все физические и нравственные силы человека должны быть так образуемы, чтобы они содейство­вали возбуждению, укреплению и возвышению ис­тинно христианской добродетели или, по крайней мере, никогда не затрудняли и не ослабляли ее. Как высшее назначение, так и эта обязанность для всех должны быть одинаково важны и непременны.

Тут нет различия между рабом и свободным, между мужчиной и женщиной; ибо все мы — по Христе Иисусе (Гал. 3, 28). Если бы это прави­ло всеми было исполняемо, то в каждом человеке и но всем человечестве возникла бы превосходнейшая гармония, то есть мир человечества с Богом, мир каждого человека с самим собою и мир между всеми людьми.

Если на христианское нравственное совершен­ствование человек будет смотреть как на главное и необходимое дело, то и временного назначения ему легче будет достигнуть. Тот, кто основательно уз­нал христианство и проникнут духом его, сообразу­ется с ним во всех делах своих и в каждом состоя­нии бывает тем, чем ему должно быть,— рачитель­ным хозяином, верным супругом, мирным гражда­нином, честным купцом, храбрым воином и прочее. Благочестие, по слову апостола, на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей (1 Тим. 4, 8).

Так, хотя христианская вера по видимости имеет целью только блаженство в другом мире, но она и здесь уже делает нас счастливыми. Напротив, если звание отделится от веры или, к большому несчас­тью, еще станет враждовать против нее, то через это воспитанники не только не возвысят естественного своего образования, но и скоро ниспадут до крайней с тепени невежества и грубости, ослепляясь заблуж­дениями и предаваясь порокам.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top