Наука воспитания имеет своим предметом усовершенствование сил человека, как физических, так и нравственных. Цель ее — пробудить в ребенке дремлющие способности, укрепить их упражнением, частью предохранить от повреждения, а частью исправить поврежденное, и все силы его привести в такое взаимное подчинение, чтобы они все согласно содействовали достижению назначения воспитанника, как временного, так и вечного.
Эта наука подчиняет в человеке низшее высшему, а высшее — высочайшему. Она устраивает для высочайшего жилище в духе и теле. Она развивает, укрепляет и совершенствует силы человека, направляя их так, чтобы они всегда стремились к высочайшему, которое есть Бог. Она покоряет желания предписаниям ума, а ум — владычеству веры, посредством которой связывается временное с вечным и конечному открывается радостная надежда на бесконечное.
Без помощи этой науки и наилучшие способности человека часто остаются в бездействии или их возбуждение зависит от одного случая; а иногда низшие силы принимают превратное направление, последовав наклонностям испорченной природы, и сами члены тела навсегда бывают повреждены посредством неправильного употребления их. Как можно исправить этот вред, если тело или дух ребенка в первые годы подвергнутся расстройству или его сердце с ранних лет огрубеет? Упущенное обучение полезным наукам иногда можно восполнить впоследствии, но упущение благовременного образования сил физических и нравственных почти всегда бывает невозвратимо.