Как тело, так и дух человека в своем раскрытии следуют законам своей природы. Если воспитатель хочет соответствовать своему высокому званию, то он должен считаться с естественным ходом образования и помогать ему посредством возбуждения и направления детских способностей. Только там надо противодействовать природе человека, где она оказывается поврежденной.
Для этой цели воспитателю необходимо хорошо знать природу человека вообще и особенно ее постепенное раскрытие с возрастом. Воспитатель, как художник, должен хорошо знать природу и свойства вещества, обрабатываемого им. Наилучшими средствами к приобретению таких познаний справедливо считают:
а) изучение науки о человеке (антропология), впрочем, не столько из систематических учебников, сколько из таких сочинений, которые на опытах изображают всход и развитие семян, как добрых, так и худых,— пшеницы и плевелов, а именно из правильно составленных жизнеописаний и историй воспитания;
б) частое общение с детьми, соединенное с внимательным наблюдением за их нравами, за последствиями своих прежних воспитательных трудов, равно как и за опытами и успехами других воспитателей;
в) воспоминание о времени собственного нашего детства и юности. Сколь многое объяснилось бы для нас, если бы мы, пересматривая прошлое чаще, обдумывали, как самим нам в детстве представлялись
вещи и как тогда надлежало бы обходиться с нами, чтобы сильнее на нас подействовать; наконец,
г) наблюдение за тем, как действует человеческая природа, предоставленная самой себе, и как она постепенно развивается.