Ранее было сказано, что образование должно быть сообразно с природой. Природа человека рас­крывается постепенно и заботится не столько о ско­рости образования, сколько о твердости его. Поэто­му воспитание должно верно следовать за таким хо­дом природы, не опережать ее, а только всегда по­могать ей. Здесь, как и везде, прежде нужно поло­жить хорошее основание, а потом, не переступая ни одной ступени, постепенно возводить здание.

В наше время часто бывают недовольны этой медленной, но мудрой постепенностью природы и стараются, насколько можно, раньше образовать ре­бенка, как в умственном, так и в нравственном отно­шении. В таких случаях воспитание подобно теплице, а воспитанники походят на тепличные плоды.

При такой поспешности сколько выигрывают времени, столько теряют внутренней прочности: хо­тя образование идет быстро, но неосновательно, по­тому что брошенное на поверхности семя не имеет времени для того, чтобы углубиться корнями. Хотят плодов во время цветения и повреждением дерева покупают жалкое преимущество — возможность получить цветы несколькими месяцами раньше.

Особенно вредно развивать умственные способ­ности слишком рано, вопреки природе. Хотя и нуж­но пробуждать способности в детях с ранних лет, но надо избегать преждевременного напряжения их, потому что это не только мешает телу развиваться, но причиняет вред и духу: слишком рано показавши­еся цветы духа скоро опять увянут и опадут.

Слишком раннее напряжение способностей име­ет вредное влияние и на сам характер человека; хо­лодность, сухость, мрачность и т. п.— обыкновен­ные его последствия. Поэтому такие скороспелки, смышленость и преждевременное многознание кото­рых так льстит тщеславию родителей, всегда до­стойны сожаления, особенно если обратить внима­ние на то, какой степени образования эти дети мог­ли бы достигнуть при своих отличных способностях, будучи воспитываемы сообразно с природой.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top