Образованию нужно помогать:

а)   посредством упражнения детских сил и руко­водства ими.

Чтобы счастливо продолжать образование, необ­ходимо постоянное упражнение детских сил и руко­водство ими. Упражнение справедливо называют ма­терью искусства. Без упражнения сил нельзя на­учиться хорошо пользоваться ими. Напротив, чем ча­ще упражняют какую-либо силу, тем больше она ук­репляется и тем становится способнее к деятельности.

Это надо сказать как о духовных, так и о теле­сных способностях. Отсюда вытекает такое правило: воспитанника нужно постоянно побуждать к пра­вильному употреблению своих сил, чтобы эта дея­тельность мало-помалу сделалась для него необхо­димостью. Поэтому что сам он может делать, то сам пусть и делает.

Надо только наблюдать, чтобы, делая что-либо, он не чрезмерно напрягался: напряжение сверх меры ослабляет его силы. Однако может послужить во вред ему на всю жизнь и то, если не дают ему ника­кого дела для упражнения сил и то, что он может де­лать сам, вместо него делают другие или посредст­вом искусственной помощи слишком облегчают его задачу.

Детским упражнениям обязательно должно по­могать благоразумное руководство, частью для того, чтобы пробудившиеся силы, следуя влечению по­врежденной природы, не приняли превратного на­правления, частью для того, чтобы легче и безопас­нее усовершенствовать их. Впрочем, это руководст­во отнюдь не должно быть только умозрительным наставлением, но преимущественно должно совер­шаться самим делом, посредством примеров и благо­разумного использования представляющихся случа­ев, а также посредством частого указания детям на их собственные или чужие поступки, заслуживаю­щие одобрения или порицания;

б)   посредством поддержания веселости в детях и приличных занятий.

Светлый взор и веселость — неразлучные спут­ники благовоспитываемого детства, и только при на­личии их может быть успешно образование; это цве­ты детства, которые, произрастая из нежного серд­ца, приносят приятные плоды, каковы: спокойствие духа, доверие, откровенность, искреннее участие в счастье или несчастье других и т. п.

Напротив, неприятное зрелище — видеть ре­бенка невеселым и угрюмым. Часто причина такого расположения детей заключается в нездоровье тела, в болезненности, получаемой от родителей, или в ка­ком-нибудь физическом недостатке, иногда вообще в тупоумии ребенка; но когда такое расположение усматривается в здоровых детях, то вина этого, по всей вероятности, падает на воспитание.

Любовь и веселость в детях могут быть возбуж­даемы только посредством любви или любвеобильно­го обхождения с ними воспитателей. А если на ребен­ка всегда действуют только грубостью, бранью, угро­зами и наказаниями, если с ним никогда не обраща­ются благосклонно и ласково или это бывает очень редко, но, напротив, при каждом случае вызывают в нем нерасположение, презрение и отвращение, то дух его, естественно, теряет веселое настроение, делается склонным к грусти, ненависти, мщению и дикой зло­сти. А при таком расстройстве чего можно ожидать доброго и утешительного? При этом дети обыкно­венно не заботятся о своем совершенствовании.

Детскую веселость не надо путать с предосуди­тельной веселостью, легкомыслием или рассеянностью.

Это веселое расположение духа очень много по­могает детям в их занятиях, равно как и, наоборот,— постоянное упражнение имеет благодетельное влия­ние на эту веселость. Веселые дети всегда хотят что- нибудь делать, и дети, чем-нибудь занятые, всегда бывают веселы. При этом упражнения детей долж­ны быть сообразны с их возрастом, с настоящей сте­пенью их образования, с крепостью физических сил и с другими обстоятельствами.

Известно, как много помогает это средство рас­крытию и образованию детских сил, особенно же важно оно в отношении нравственном. До тех пор пока ум детей имеет предметы для наблюдения и си­лы их постоянно заняты, они не так легко предаются предосудительным мыслям и желаниям. Но оставь­те детей в праздности,— и семена плевелов очень скоро возникнут в сердцах их. Нет ничего опаснее и вреднее для детского возраста, как леность и празд­ная бездеятельность.

Поэтому в науке воспитания игры имеют свое значение. Они не только помогают здоровью, кре­пости и ловкости телесной, но возбуждают и душев­ные способности, например, способность соображе­ния и сметливости, особенно же поддерживают в де­тях веселость и питают потребность деятельности.

Не нужно позволять детям такой игры, которая была бы опасна для здоровья их тела или доброй нравственности. Напротив, надо избирать такие иг­ры, которые имели бы благодетельное влияние на си­лы детей, развивали бы телесные члены, изощряли ум и прочее.

Хотя не нужно оставлять детей во время игры вовсе без надзора, однако не надо и слишком стес­нять их свободу; нужный надзор пусть не будет для них тягостен. Для этого воспитатель во время дет­ских забав должен избегать всякой брани и угроз в тоне и движениях и казаться детям только благора­зумным советником, принимающим участие в их детской веселости.

В нравственном отношении опасны те игры, ко­торые дают повод к спору, ссорам, оскорбительным насмешкам, к вражде или к короткому обращению с другим полом и подобное. Никогда не нужно позво­лять детям прибыльных игр: кроме того, что при этом часто бывают обман, воровство, досада, гнев, в детской душе очень легко порождается пристрастие к игре. Надо также внимательно наблюдать, с кем дети играют, особенно когда они собираются в мес­тах, удаленных от взора воспитателя.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top