Человек должен не только уметь правильно обозначать каждый предмет понятными и ясными словами, но и приобретать искусство убеждать других в истинном и добром и располагать их любить истину и добродетель. Для этого необходим дар живого изображения — красноречие. Хотя лишним было бы требование, чтобы из каждого воспитанника образовывать оратора или поэта, однако ни в одном человеке не нужно оставлять этой способности без внимания. Образование ее может быть частью посредственное, частью непосредственное.
Посредственное образование способности живо го изображения бывает:
а) через образование слова. Чем богаче речь че ловека и чем больше у него наготове различных форм и оборотов, тем легче ему живо изображать свои мысли и чувства;
б) через образование способности как внешнего, так и внутреннего воззрения. Чтобы изобразить что-нибудь точно, ясно и живо, прежде надо правильно и ясно представить изображаемый предмет;
в) через образование воображения. Только при помощи воображения можем мы в свежих и ярких красках возобновлять прежде полученные впечатления, многие образы соединять в один и ставить себя в положение других;
г) через образование разума, как посредством правильного раскрытия его, так и посредством обогащения его полезными познаниями. От пренебрежения этим образованием дети после того, как несколько лет изучали множество правил прозаического или стихотворного слога и пользовались превосходными образцами, часто не могут написать самое простое сочинение и думают находить красоту и силу своей поэзии или прозы во множестве пустых слов, неуместных фигур и надутых выражений. Воспитатель прежде всего должен заботиться об образовании мыслительной силы и выразительности слова и внушать своему воспитаннику, что тогда только он способен будет живо изображать свои мысли, когда научится хорошо мыслить и понимать предметы.
Непосредственное образование способности красноречия требует, чтобы в воспитаннике было раскрыто чувство правильности, красоты и силы и чтобы это чувство постепенно совершенствовалось. О возбуждении чувства красоты будет сказано ниже. Здесь предложим только некоторые замечания:
а) надо посредством образцов, отличных в своем роде и приспособленных к понятию ученика, показывать ему, как много зависит от того, какими словами выражена мысль, в каком месте и в какой связи поставлены как отдельные слова, так и целые периоды. Можно позволять воспитаннику делать некоторые изменения в отличных сочинениях классических писателей и при этом показывать ему, как много они вследствие этого теряют;
б) если ученик научится хорошо замечать эти свойства, то, опять-таки посредством лучших примеров, надо знакомить его с более тонкими красотами, с искусственными оборотами, фигурами и т.д. После этого можно предлагать ему неточные изображения, с тем чтобы он замечал недостатки и учился исправлять их.
При этом надо остерегаться, чтобы ученики, пользуясь местами, положим, во всех отношениях образцовыми, не впали в порок рабского подражания и списывания. Выбор сильных изречений и прекрасных мест из произведений лучших писателей часто обращается во вред. Воспитанник охотно приучается повторять выбранные места без мысли и связывать их одно с другим, не обращая внимания на то, относятся ли они к его предложению и подходят ли к тону речи.
Если воспитанник готовится к званию, требующему от него более, нежели только разбора чужих произведений, то ему необходимо постоянно выполнять самостоятельные упражнения. При этом:
а) нужно брать во внимание его возраст, степень физического и нравственного образования и прочие обстоятельства. От него не надо требовать ничего, что превышало бы его силы;
б) воспитанник должен постепенно восходить от более легкого к более трудному. Сначала пусть он рассказывает своими словами слышанное или прочитанное; постепенно он должен приучаться описывать замечательные события из своего опыта, например, домашние приключения, красоты природы и т.п. После этого пусть он привыкает мысленно входить в положение других и всегда совершенствует эту способность, приспособляясь к будущему своему званию. Неважно то, как быстро продвигается он вперед в своем образовании, главное состоит в том, чтобы он приобретал образование хорошее и основательное;
в) при исправлении упражнений воспитанника учитель должен остерегаться излишней строгости, которой он может, особенно вначале, совсем отнять дух у воспитанника. Всегда лучше вести дело так, чтобы ученик сам замечал свои погрешности и умел исправлять их;
г) все это надо делать как письменно, так и устно. Есть люди, которые при всей легкости в разговоре, весьма несвободны в изложении своих мыслей на бумаге, а еще чаще случается наоборот. Причина этого отчасти заключается в быстроте или медленности умственной деятельности, в некоторой робости и преимущественно — в недостатке благовременного и правильного упражнения;
д) наконец, воспитанника нужно ознакомить с внешними формами и условиями построения известных сочинений, например, речей, писем и других.