Человек должен не только уметь правильно обо­значать каждый предмет понятными и ясными сло­вами, но и приобретать искусство убеждать других в истинном и добром и располагать их любить истину и добродетель. Для этого необходим дар живого изображения — красноречие. Хотя лишним было бы требование, чтобы из каждого воспитанника об­разовывать оратора или поэта, однако ни в одном человеке не нужно оставлять этой способности без внимания. Образование ее может быть частью по­средственное, частью непосредственное.

 

Посредственное образование способности живо го изображения бывает:

а)   через образование слова. Чем богаче речь че ловека и чем больше у него наготове различных форм и оборотов, тем легче ему живо изображать свои мысли и чувства;

б) через образование способности как внешнего, так и внутреннего воззрения. Чтобы изобразить что-нибудь точно, ясно и живо, прежде надо пра­вильно и ясно представить изображаемый предмет;

в) через образование воображения. Только при помощи воображения можем мы в свежих и ярких красках возобновлять прежде полученные впечатле­ния, многие образы соединять в один и ставить себя в положение других;

г) через образование разума, как посредством правильного раскрытия его, так и посредством обога­щения его полезными познаниями. От пренебреже­ния этим образованием дети после того, как несколь­ко лет изучали множество правил прозаического или стихотворного слога и пользовались превосходными образцами, часто не могут написать самое простое сочинение и думают находить красоту и силу своей поэзии или прозы во множестве пустых слов, неуме­стных фигур и надутых выражений. Воспитатель прежде всего должен заботиться об образовании мыслительной силы и выразительности слова и вну­шать своему воспитаннику, что тогда только он спо­собен будет живо изображать свои мысли, когда на­учится хорошо мыслить и понимать предметы.

Непосредственное образование способности красноречия требует, чтобы в воспитаннике было рас­крыто чувство правильности, красоты и силы и чтобы это чувство постепенно совершенствовалось. О воз­буждении чувства красоты будет сказано ниже. Здесь предложим только некоторые замечания:

а)   надо посредством образцов, отличных в своем роде и приспособленных к понятию ученика, пока­зывать ему, как много зависит от того, какими сло­вами выражена мысль, в каком месте и в какой свя­зи поставлены как отдельные слова, так и целые пе­риоды. Можно позволять воспитаннику делать не­которые изменения в отличных сочинениях класси­ческих писателей и при этом показывать ему, как много они вследствие этого теряют;

б)   если ученик научится хорошо замечать эти свойства, то, опять-таки посредством лучших при­меров, надо знакомить его с более тонкими красота­ми, с искусственными оборотами, фигурами и т.д. После этого можно предлагать ему неточные изоб­ражения, с тем чтобы он замечал недостатки и учил­ся исправлять их.

При этом надо остерегаться, чтобы ученики, пользуясь местами, положим, во всех отношениях образцовыми, не впали в порок рабского подража­ния и списывания. Выбор сильных изречений и пре­красных мест из произведений лучших писателей ча­сто обращается во вред. Воспитанник охотно при­учается повторять выбранные места без мысли и связывать их одно с другим, не обращая внимания на то, относятся ли они к его предложению и подходят ли к тону речи.

Если воспитанник готовится к званию, требую­щему от него более, нежели только разбора чужих произведений, то ему необходимо постоянно выпол­нять самостоятельные упражнения. При этом:

а) нужно брать во внимание его возраст, степень физического и нравственного образования и прочие обстоятельства. От него не надо требовать ничего, что превышало бы его силы;

б) воспитанник должен постепенно восходить от более легкого к более трудному. Сначала пусть он рассказывает своими словами слышанное или прочи­танное; постепенно он должен приучаться описывать замечательные события из своего опыта, например, домашние приключения, красоты природы и т.п. По­сле этого пусть он привыкает мысленно входить в по­ложение других и всегда совершенствует эту способ­ность, приспособляясь к будущему своему званию. Неважно то, как быстро продвигается он вперед в своем образовании, главное состоит в том, чтобы он приобретал образование хорошее и основательное;

в) при исправлении упражнений воспитанника учитель должен остерегаться излишней строгости, которой он может, особенно вначале, совсем отнять дух у воспитанника. Всегда лучше вести дело так, чтобы ученик сам замечал свои погрешности и умел исправлять их;

г) все это надо делать как письменно, так и уст­но. Есть люди, которые при всей легкости в разгово­ре, весьма несвободны в изложении своих мыслей на бумаге, а еще чаще случается наоборот. Причина этого отчасти заключается в быстроте или медленно­сти умственной деятельности, в некоторой робости и преимущественно — в недостатке благовременного и правильного упражнения;

д) наконец, воспитанника нужно ознакомить с внешними формами и условиями построения извест­ных сочинений, например, речей, писем и других.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top