Как в теле, так и в душе бывают повреждения и расстройства. Такие недостатки часто происходят от болезненного состояния тела — в этом случае исправление недостатков есть больше дело врача, нежели воспитателя. Но иногда они имеют основание в самой душе — в усыплении ее, в чрезмерном раздражении некоторых ее способностей, в расстроенном ее расположении; или же причина в прежнем нехорошем обхождении с детьми. Таковы, например, следующие недостатки: постоянная рассеянность, невнимательность, слабость памяти, сухое или, напротив, необузданное воображение, нетвердость в мыслях и суждениях или, наоборот, кичливая настойчивость в своих мнениях и умничанье и т.д.
К сожалению, не всегда возможно исправить подобные недостатки. Во всяком случае, надо стараться уничтожать как недостаток, так и его причину; надо трудиться неутомимо, не отчаиваясь в успехе. Из того, что сказано до сих пор об образовании каждой способности, легко можно понять, как нужно предотвращать повреждение их.