Внутреннее изменение человека происходит в то самое время, как начинает он отвращаться от прежних грехов своих и предает себя Богу. Но внешнее вы­ражение этой перемены — прочное исправление — обыкновенно совершается постепенно. Воспитателю надо употреблять все меры к тому, чтобы предпри­нятое воспитанником намерение исправить себя бы­ло твердо и никогда не ослабевало. Прежде всего он должен стараться заградить источники зла, удаляя, насколько возможно, все случаи, ведущие к нему, равно и все опасности, каких только можно избе­жать, а неизбежные должен ослаблять и, по воз­можности, делать безвредными.

Воспитаннику, достигшему благочестивого рас­положения души, надо доставлять средства для оживления и укрепления благочестия. Преимущест­венное средство для этого есть благоговейная и сми­ренная молитва вместе с другими упражнениями христианского благочестия.

Особенно благотворно ежедневно повторяемое испытание нравственного своего состояния перед су­дом совести и Слова Божия, соединяемое с этим ис­пытанием искреннее исповедание своих грехов перед всевидящим Богом, чувство своего не достоинства и смиренная молитва к милосердному Богу о прощении всех грехов, сознаваемых, или забытых, или соделан- ных по неведению. Чем чаще испытывает человек са­мого себя и с искренним раскаянием в своих грехах обращается к Богу, тем глубже укореняется в душе его дух благочестия и тем более укрепляется в нем на­вык к внутренней молитве, которая таким образом обращается в необходимую потребность души его.

Надо всеми мерами охранять воспитанника от падений; но так как невозможно совершенно обезо­пасить его от них, то, по крайней мере, нужно забла­говременно внушить ему, чтобы и при новых грехо­падениях он не ослабевал духом, но, сознавая свое падение, спешил с искренним раскаянием загладить перед Господом молитвою грехи свои и опять ут­верждаться на прямом пути. Кто с твердым упова­нием на Бога непрерывно продолжает брань с ду­ховными врагами, тот будет наконец утешен совер­шенной победой над ними.

Здесь особенно многое зависит от личного до­стоинства и свойств воспитателя. Кроме того, что он всегда должен представлять собой образец неуко­ризненной нравственности и истинного благочестия, его старания тогда только могут иметь желаемый ус­пех, когда он будет пользоваться любовью и полным доверием к себе воспитанника.

Все увещания из уст того, кого воспитанник не уважает и не любит, без пользы проскальзывают мимо закрытой души его, между тем как всякое сло­во любимого друга проникает в самую глубину ее. Поэтому часто случается, что советы и увещания уважаемого и любимого товарища или сверстника бывают действеннее, чем советы воспитателя.

Воспитателю необходимы также проницатель­ность и благоразумие, чтобы он мог правильно су­дить как о воспитаннике, так и об обстоятельствах, которые на него действуют, и умел всегда пользо­ваться удачно выбранными средствами. Насколько необходимо ему в этом случае терпение и умение вла­деть собой, о том уже не раз было сказано выше. Не­умеренная горячность всегда больше вредит, нежели приносит пользы. Напротив, чем лучше воспитатель владеет собой и движениями своего духа, чем с боль­шим спокойствием и рассудительностью приступает он к делу и, при самой строгости своей, чем больше показывает искренней любви, тем больше успеха бу­дет он иметь в своем действии на воспитанника.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top