Внутреннее изменение человека происходит в то самое время, как начинает он отвращаться от прежних грехов своих и предает себя Богу. Но внешнее выражение этой перемены — прочное исправление — обыкновенно совершается постепенно. Воспитателю надо употреблять все меры к тому, чтобы предпринятое воспитанником намерение исправить себя было твердо и никогда не ослабевало. Прежде всего он должен стараться заградить источники зла, удаляя, насколько возможно, все случаи, ведущие к нему, равно и все опасности, каких только можно избежать, а неизбежные должен ослаблять и, по возможности, делать безвредными.
Воспитаннику, достигшему благочестивого расположения души, надо доставлять средства для оживления и укрепления благочестия. Преимущественное средство для этого есть благоговейная и смиренная молитва вместе с другими упражнениями христианского благочестия.
Особенно благотворно ежедневно повторяемое испытание нравственного своего состояния перед судом совести и Слова Божия, соединяемое с этим испытанием искреннее исповедание своих грехов перед всевидящим Богом, чувство своего не достоинства и смиренная молитва к милосердному Богу о прощении всех грехов, сознаваемых, или забытых, или соделан- ных по неведению. Чем чаще испытывает человек самого себя и с искренним раскаянием в своих грехах обращается к Богу, тем глубже укореняется в душе его дух благочестия и тем более укрепляется в нем навык к внутренней молитве, которая таким образом обращается в необходимую потребность души его.
Надо всеми мерами охранять воспитанника от падений; но так как невозможно совершенно обезопасить его от них, то, по крайней мере, нужно заблаговременно внушить ему, чтобы и при новых грехопадениях он не ослабевал духом, но, сознавая свое падение, спешил с искренним раскаянием загладить перед Господом молитвою грехи свои и опять утверждаться на прямом пути. Кто с твердым упованием на Бога непрерывно продолжает брань с духовными врагами, тот будет наконец утешен совершенной победой над ними.
Здесь особенно многое зависит от личного достоинства и свойств воспитателя. Кроме того, что он всегда должен представлять собой образец неукоризненной нравственности и истинного благочестия, его старания тогда только могут иметь желаемый успех, когда он будет пользоваться любовью и полным доверием к себе воспитанника.
Все увещания из уст того, кого воспитанник не уважает и не любит, без пользы проскальзывают мимо закрытой души его, между тем как всякое слово любимого друга проникает в самую глубину ее. Поэтому часто случается, что советы и увещания уважаемого и любимого товарища или сверстника бывают действеннее, чем советы воспитателя.
Воспитателю необходимы также проницательность и благоразумие, чтобы он мог правильно судить как о воспитаннике, так и об обстоятельствах, которые на него действуют, и умел всегда пользоваться удачно выбранными средствами. Насколько необходимо ему в этом случае терпение и умение владеть собой, о том уже не раз было сказано выше. Неумеренная горячность всегда больше вредит, нежели приносит пользы. Напротив, чем лучше воспитатель владеет собой и движениями своего духа, чем с большим спокойствием и рассудительностью приступает он к делу и, при самой строгости своей, чем больше показывает искренней любви, тем больше успеха будет он иметь в своем действии на воспитанника.