Умственное образование относится не к одному только разуму, но и ко всем отраслям познавательной способности. Долг воспитания — все эти способности в воспитаннике развить так, чтобы он легко и верно мог достигать своего временного и вечного назначения. Для этого нужны два условия: правильное возбуждение умственных способностей и руководство ими и, что особенно важно,— постоянное упражнение.
Совершенствование умственных способностей называют формальным образованием; напротив, материальным называется собственно обучение,— сообщение воспитанникам новых познаний. Об этом говорится в другом разделе психологии. Нередко под умственным образованием разумеют одно обучение, как будто для воспитанника довольно того, что он имеет много разнородных познаний, хотя бы сам и не умел хорошо мыслить, судить и т.д.
Материальное образование, если оно и было упущено, удобнее восполняется впоследствии, чем формальное. Человек сорока лет от роду может иногда восполнить недостаток своих познаний, но тот, кто до того времени не научился мыслить, едва ли когда этому научится. То же самое можно сказать и о прочих способностях, например, о памяти и т.д. Каждая способность, которой пренебрегали в детстве, и в продолжение всей жизни плохо развивается. Кроме того, от постоянного обучения,— если при этом ученик находится только в пассивном состоянии,— собственное его мышление обыкновенно слабеет, так что
подобные люди, при множестве познаний, нередко бывают совершенно неспособны к деятельной жизни. Их знание подобно сокровищу, которым они не умеют пользоваться.
Важность умственного образования сама собой очевидна, особенно если представим себе такого человека, способности которого или остаются в бездействии по недостатку образования, или, что еще опаснее, посредством превратного образования уклонились от своего прямого пути. Те упреки, которые часто выдвигают против одностороннего умственного образования, необузданности воображения ит. д., доказывают необходимость многостороннего развития познавательных способностей человека.
Далее, умственное образование есть обильный источник внутренней радости, условие внешней деятельности и совершенно соответствует премудрым намерениям Творца, ибо оно есть не что иное, как раскрытие тех прекрасных семян, которые Сам Творец насадил в духе человеческом и хочет, чтобы они вырастали, расцветали и приносили плоды.