Способность слова принадлежит к важнейшим преимуществам человека. Она пробуждается посредством внутреннего стремления ребенка к общению с другими и выражению своих мыслей. Само же умение говорить изучается через подражание и совершенствуется посредством упражнения. Поэтому:
а) разговор с ранних лет должен обратиться в потребность детей. Если они желают какую-либо вещь, то должны называть ее по имени и с вежливостью просить ее. Конечно, и тут не надо допускать излишества. Формирование органов слуха и слова не у всех детей совершается с одинаковой скоростью. Если орган слова слишком рано будет раскрыт, то дети от того, может быть, на всю жизнь приобретут неправильный выговор;
б) для того чтобы научить детей хорошо говорить, нам нужно с ними хорошо разговаривать, то есть чисто, с надлежащим повышением и понижением тона речи и не очень быстро. Если в их произношении замечаем какой-нибудь недостаток, то надо стараться исправлять его в самом начале, чтобы он не обратился в привычку;
в) нужно как можно больше доставлять детям случаев и побуждений к разговору и приучать их говорить о каждом предмете ясно и с надлежащей определенностью .
Дальнейшее становление языка требует в разговоре приятности и правильности произношения. Приятность разговора состоит в том, чтобы воспитанник, усвоив себе правильный тон общества, мог выражать свои мысли естественно и если не увлекательно, то, по крайней мере, прилично. Этому учится он посредством наблюдения за тем, как говорят между собой люди образованные, а также посредством естественности в чтении, при помощи постепенного упражнения и т.п.
Правильность произношения предполагает уже известную зрелость как тела, так и души. Поэтому для маленьких детей в этом случае нужна большая осторожность при выборе чтения.
Неприятно слышать, когда дети восьми или десяти лет декламируют патетические места из произведений разных поэтов, будучи еще не знакомы с их мыслями и чувствами. Это причиняет еще и тот вред, что посредством подобных декламаций, при неосторожном выборе чтения, в детях часто на самом деле пробуждаются такие ощущения и страсти, которых они никогда не имели бы в душе своей. Страсть производит тон, а тон — страсть. Если часто будут заставлять воспитанников правильно произносить патетические места, то скоро увидят вредное следствие этого в настроенности их духа.
Как общественное, так и частное воспитание требуют упражнения детей и в пении. Это совершенно соответствует их природе. Дети охотно поют, как это можно замечать особенно тогда, когда дети остаются одни и никого вокруг себя не видят. Если они не знают никаких стихов или песен, то по-своему лепечут и лалакают. Потом дети часто изучают только песни худые и безнравственные. Поэтому как было бы полезно для детей, если бы эта способность получала правильное развитие и если бы при воспитании заботились прививать детям песни истинно хорошие, приличные их возрасту и вместе увеселяющие и возвышающие их душу!