Способность слова принадлежит к важнейшим преимуществам человека. Она пробуждается по­средством внутреннего стремления ребенка к обще­нию с другими и выражению своих мыслей. Само же умение говорить изучается через подражание и со­вершенствуется посредством упражнения. Поэтому:

а) разговор с ранних лет должен обратиться в потребность детей. Если они желают какую-либо вещь, то должны называть ее по имени и с вежливо­стью просить ее. Конечно, и тут не надо допускать излишества. Формирование органов слуха и слова не у всех детей совершается с одинаковой скоростью. Если орган слова слишком рано будет раскрыт, то дети от того, может быть, на всю жизнь приобретут неправильный выговор;

б) для того чтобы научить детей хорошо гово­рить, нам нужно с ними хорошо разговаривать, то есть чисто, с надлежащим повышением и понижени­ем тона речи и не очень быстро. Если в их произно­шении замечаем какой-нибудь недостаток, то надо стараться исправлять его в самом начале, чтобы он не обратился в привычку;

в)  нужно как можно больше доставлять детям случаев и побуждений к разговору и приучать их го­ворить о каждом предмете ясно и с надлежащей оп­ределенностью .

Дальнейшее становление языка требует в разго­воре приятности и правильности произношения. Приятность разговора состоит в том, чтобы воспи­танник, усвоив себе правильный тон общества, мог выражать свои мысли естественно и если не увлека­тельно, то, по крайней мере, прилично. Этому учит­ся он посредством наблюдения за тем, как говорят между собой люди образованные, а также посредст­вом естественности в чтении, при помощи постепен­ного упражнения и т.п.

Правильность произношения предполагает уже известную зрелость как тела, так и души. Поэтому для маленьких детей в этом случае нужна большая осторожность при выборе чтения.

Неприятно слышать, когда дети восьми или де­сяти лет декламируют патетические места из произ­ведений разных поэтов, будучи еще не знакомы с их мыслями и чувствами. Это причиняет еще и тот вред, что посредством подобных декламаций, при неосторожном выборе чтения, в детях часто на са­мом деле пробуждаются такие ощущения и страсти, которых они никогда не имели бы в душе своей. Страсть производит тон, а тон — страсть. Если ча­сто будут заставлять воспитанников правильно про­износить патетические места, то скоро увидят вред­ное следствие этого в настроенности их духа.

Как общественное, так и частное воспитание требуют упражнения детей и в пении. Это совершен­но соответствует их природе. Дети охотно поют, как это можно замечать особенно тогда, когда дети оста­ются одни и никого вокруг себя не видят. Если они не знают никаких стихов или песен, то по-своему ле­печут и лалакают. Потом дети часто изучают только песни худые и безнравственные. Поэтому как было бы полезно для детей, если бы эта способность по­лучала правильное развитие и если бы при воспита­нии заботились прививать детям песни истинно хо­рошие, приличные их возрасту и вместе увеселяю­щие и возвышающие их душу!

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top