Качество и мера пищи весьма важны не только для тела, но и для раскрытия духа и совершенствования нравственности. Вообще, детям всегда надо давать простую и легкую пищу. Надо также мало- помалу приучать их к разнообразным переменам в пище. Надо охранять их от пристрастия к лакомствам, и никогда не нужно в этом случае потворствовать их своенравию и прихотям.
Правда, бывает иногда у человека такое состояние, при котором ему совершенно нельзя употреблять некоторых видов пищи, однако отвращение от каких-нибудь здоровых яств большей частью есть не иное что, как баловство, которое часто слишком дорого обходится самим избалованным и другим. Поэтому если ребенок проявляет отвращение к какой-нибудь пище, то не нужно обращать на это много внимания, хотя не надо заставлять его употреблять ее. «Оставь это,— скажет благоразумная мать,— и вместо того съешь кусок хлеба; специально для тебя я готовить не могу».
Молоко и чистая проточная вода — самое лучшее и полезнейшее питье для детей. Но весьма вредны для них вино и вообще горячительные и опьяняющие напитки.
К сожалению, родители, домашние, родственники и другие часто погрешают,— то по неразумию, когда, например, лакомствами выражают свою любовь к детям или хотят наградить их за хорошее поведение, то по слабости, когда детям ни в чем не могут отказать и потому во всем потворствуют их прихотям. Зло бывает особенно неизлечимо или крайне опасно, когда ребенок с ранних лет приучается пить хмельные напитки или когда неразумные родственники забавляются, приводя невинное дитя в состояние опьянения.
Относительно меры пищи, надо охранять детей как от голода, так и от пресыщения. Умеренность благодетельна равно для души и тела, потому что телу доставляет она здоровые соки и духовные силы всегда сохраняет в живости; а чувственные пожелания при помощи нее легче побеждаются. Напротив, от излишнего употребления пищи происходят: прожорливость, слабоумие, постыдные страсти и во всяком отношении самые печальные последствия. Оттого-то являются злые звери, утробы ленивые, как говорится в Писании о критянах (Тит. 1, 12). При этом не нужно забывать, что не то питает нас, что мы едим, но что переварит наш желудок.
Прежде в некоторых странах чрезвычайно много было слабоумных, так называемых дурачков, и умные люди думали, что одной из главных причин этого служит пресыщение или употребление детьми жирной, неудобоваримой пищи. Действительно, в тех же местах это явление стало реже после того, как детей стали содержать умереннее.
Особенно надо охранять детей от порока пьянства. Никогда при детях не надо забавляться пьянством или отзываться о нем как о чем-либо маловажном. Напротив, при всяком случае необходимо внушать детям отвращение к пьянству и обращать их внимание на то, как им унижается достоинство человека, разрушаются здоровье и жизнь, расстраивается семейное счастье и отворяется дверь всяким беспорядкам.
Лакедемоняне специально поили допьяна рабов своих только для того, чтобы посредством отвратительного вида пьяных возбудить в детях отвращение к этому пороку. Как хороша при этом у них была цель, так, напротив, худо средство, которое они употребляли. Нам, к сожалению, нет нужды прибегать к таким мерам, потому что это жалкое зрелище униженного человечества слишком часто можно увидеть на улицах и дорогах.
Прибавим еще следующие замечания:
а) надо заботиться, чтобы дети с ранних лет привыкали к некоторому порядку в употреблении пищи и кроме определенного времени воздерживались от ее употребления. Лакомство и само по себе не похвально, но оно еще вредит правильному пищеварению и располагает человека к безнравственности;
б) полезнее есть медленно, нежели быстро глотать пищу; и поэтому детям никогда не нужно давать слишком горячую пищу;
в) особенно нужно приучать детей всякую пищу употреблять как дар Божий, с благоговением и благодарностью к Богу, по наставлению апостола Павла (см. 1 Кор. 10, 31; 1 Тим. 4, 3).
Прежде было это в обычае каждого доброго семейства; и только таким образом употребление пищи, общее для человека и животных, возвышается до степени действия разумного и богоугодного. Но как жаль, что ныне многие светские люди стыдятся помолиться перед едой и после принятия пищи и это небрежение считают чертой высшего образования!