Никакое творение не является в мир настолько слабым и нуждающимся в посторонней помощи, как человек: первым своим криком он уже как бы просит, чтобы приняли в нем участие, сберегли его от опасно­стей и дали ему образование, необходимое для дости­жения высшего его назначения. Этого голоса никто так хорошо не понимает и не чувствует, как мать.

Сам Бог вложил в ее сердце столь сильное и почти непреодолимое желание принимать на себя всю тягость трудов по первому воспитанию своего ребенка. Хотя много проходит месяцев прежде чем ребенок придет в состояние лепетать даже только имя матери, однако она неутомимо переносит все трудности воспитания, и при всем том считает себя даже счастливой.

 

Прежде всего родившегося ребенка надо охра­нять от опасностей. Укажем только на некоторые из них. Со стороны родителей необходима осторож­ность, чтобы мать, унимая своего ребенка, удержи­валась от сильных сердечных движений, не давала ему нездоровой пищи или пития и вообще остерегалась всего, что может повредить ребенку. Если мать не может выполнить эту обязанность сама и потому поставлена в необходимость отдать своего ребенка кормилице, то для этого надо избирать такое лицо, как физическое, так и нравственное состояние кото­рого известно с хорошей стороны. Кормилицы вооб­ще имеют большое влияние не только на тело ребен­ка, но и на его душу.

Если нельзя найти такого лица, то гораздо лучше вскармливать ребенка искусственным образом. Ис­тинная жестокость,— когда матери отказываются сами кормить детей только из одной выгоды собст­венного спокойствия и своего ребенка отдают корми­лицам неизвестным или известным с худой стороны.

Ни мать, ни кто другой не должен брать с собой в постель ребенка из опасения задавить его или как- нибудь иначе повредить ему. По-видимому, очень простое, но весьма благодетельное изобретение для отвращения этого зла — употребление колыбелей, или люлек. Это зло распространено между бедными семействами поселян или рабочих людей, потому ча­ще надо внушать матерям таких семейств, чтобы они довольствовались, как спасительным средством в этом случае, употреблением спокойных и безопас­ных колыбелей.

Нет нужды напоминать о том, что детям не нужно давать таких предметов или игрушек, кото­рыми они могут причинить какой-либо вред себе или другим. Игрушки, окрашенные вредными красками или покрытые позолотой, для детей могут быть вредны. Также вредны им свинцовые стаканы, мед­ная, плохо вылуженная посуда, слишком душистые цветы в спальне и прочее.

Глаз отца и матери должен тщательно наблю­дать за лицами, окружающими ребенка: кормилица­ми, няньками и служанками, родственниками и зна­комыми, и прочими. Такие люди очень часто вредят детям лакомствами, неосторожными шутками и лас­ками, вредными игрушками или даже опасными на­казаниями, которым они их подвергают. Особенно строго надо смотреть за няньками, когда они не име­ют надежного благоразумия и честности. Предрас­судки, неразумные привычки, леность, гнев, иногда даже намеренная злость располагают некоторых из них к пагубнейшим средствам. Например, иногда они, чтобы самим проспать ночь спокойно, дают ре­бенку усыпляющие капли и прочее.

При этом не надо забывать в детях их детства. Как нежное тело их склонно к повреждению, так равно и дух их неопытен, легкомыслен и почти весь — одно желание. Поэтому за детьми надо по­стоянно иметь бдительный надзор, например, во вре­мя игры,— чтобы они, после сильного разгорячения, не сразу себя охлаждали или пили холодное; во вре­мя трудов,— чтобы не сидели, навалившись грудью на стол, сложив ноги одну на другую, и вообще в не­правильном положении; во время сна,— чтобы они лежали не на мягкой постели, голова не была слиш­ком высоко, а более горизонтально и прочее.

Но так как невозможно оградить детей от всего вредного, то, по крайней мере, те опасности, кото­рые неизбежны, надо делать, насколько возможно, менее вредными. Об этом впоследствии будем гово­рить подробнее. Здесь к месту упомянуть о предо­хранительном прививании оспы как испытанном средстве против этой болезни, которая до изобрете­ния прививания истребляла почти каждого двенад­цатого человека. Добрые и чуждые предрассудков родители, без сомнения, пользуются этим столь же легким, сколько и действенным средством для пре­дохранения своих детей от опасности.

Благотворность прививания оспы не раз была до­казана опытом, когда при эпидемии оспы те, которым была сделана прививка, избежали заболевания, меж­ду тем как другие серьезно заболели.

Детям чаще нужно говорить о том, как человек, при благоразумной осмотрительности, может избе­гать опасностей и какими средствами он может огра­дить себя от вреда в том или другом отношении. Впрочем, приличные предварительные упражнения, производимые детьми на глазах воспитателя, гораз­до больше этому содействуют, нежели одно умозри­тельное наставление, каково бы оно ни было. При этом надо остерегаться рассказывать детям нелепые сказки и различные пустые истории о духах и про­чем, чтобы не сделать детей боязливыми.

Особенно надо заботиться о том, чтобы тело ре­бенка снискало некоторую независимость от внешне­го мира. Благой Творец вложил в природу человека только немногие необходимые потребности, и тело его так устроил, что оно в состоянии привыкнуть ко всякому климату. Без сомнения, это составляет вели­кое преимущество человека и, между прочим, пока­зывает его назначение господствовать над всей зем­лей. Поэтому при воспитании детей надо заботиться о том, чтобы не потерялась эта независимость, что часто случается от баловства и изнеженности. Сохра- пение этой независимости весьма важно как в физи­ческом, так и в нравственном отношении.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top