Опыт всегда справедливо считался лучшим учи­телем людей. Без опыта многого вовсе нельзя знать, например: благоустройства общественного и частно­го, общепринятых правил и обычаев, поведения ок­ружающих нас людей, искусств, чудного устройства видимого мира и подобного.

Даже и те познания, которые можно приобрести или путем обучения, или из книг, только при помо­щи опыта могут сделаться ясными и раздельными. Один опыт несомненно уверяет нас в истине и важ­ности частных положений и правил; он открывает нам недостатки умозрения и умозрительное учение восполняет своими правилами; он учит правильной деятельности в общественной и частной жизни, при­менительно к различным обстоятельствам; он, как во время раннего образования человека, так и в продол­жение всей его жизни, служит необходимым пособи­ем в его действиях и всегда доставляет много такого, чего никакое умозрение сообщить ему не может.

Опыт необходим во всех искусствах и знаниях, если они не должны оставаться одной игрой ума, а должны приносить пользу в действительной жизни. Человек всегда только в училище опыта становится способным к делу и полезным в обществе.

Поэтому нет лучшего средства для образования юношества, как заблаговременно вводить молодого человека в это училище и в то же время приучать его правильно пользоваться собственным опытом. Но для накапливания опыта необходимо человеку не только многое видеть и слышать, но и все, с ним встречающе­еся, правильно наблюдать, здраво обдумывать и из этого делать выводы для своих будущих поступков.

Не тот хорошо пользуется этим средством свое­го образования, кто видел многое, но тот, кто видел правильно, не тот, кто многое пережил, но кто жил с размышлением. Иной объездил половину света, а видел мало; другой был очевидцем величайших явлений природы и политических переворотов, но ничего не испытал. Поэтому воспитатель должен обращать внимание детей на все, что с ними случа­ется, и особенно на случаи более важные. Он дол­жен чаще говорить с ними и показывать им, как они должны пользоваться своим опытом, и особенно по­давать им образец в том, как надо поступать, чтобы с каждым днем все более и более они могли обога­щаться опытными познаниями.

Ранее было замечено, что опыт никогда не дол­жен быть лишен стремления к вышеопытному, ина­че человек, пользующийся опытом, будет пресмы­каться только по земле и, вместо существенной пользы, потерпит от опыта величайший вред в том случае, когда захочет пребывать только в пределах опыта и тем будет препятствовать своему духу воз­носиться к небесному его отечеству.

Истины Божественного Откровения как путевод­ные звезды должны непрестанно освещать человеку представляющуюся в опыте смесь земных явлений; и счастлив тот человек, который с ранних лет научился на все смотреть при свете веры и к нему возводить все происходящее в мире! Как тогда, при творении мира, по слову Творца: Да будет (Быт. 1, 3),— неустроен­ное вещество преобразовалось в прекрасный мир, так и ныне действием премудрого и всеуправляющего Промысла происходит то же самое.

Человек, не просвещенный святой верой, в раз­личных состояниях своей жизни часто ничего друго­го не видит, кроме заблуждений и слепого случая; но тот, кто ходит во свете Откровения, повсюду усмат­ривает единство, красоту и мудрый порядок. Хотя он многого не может объяснить себе, однако же не­поколебимо стоит в той уверенности, что разногла­сия здешней жизни разрешатся там в вечную гармо­нию. Таким образом, чтобы правильно понимать опыты и через них достигать мудрости, более всего необходимы живая вера и сыновний страх к Богу.

Наконец, воспитанника надо предостерегать и удерживать от тех собственных опытов, которые бу­дут доставаться ему слишком дорого, может быть, по­терей здоровья или даже невинности. Жестоко ста­вить за правило, чтобы дети учились ходить падая!

Благоразумный воспитатель, конечно, будет пользоваться уже случившимися падениями своего воспитанника для его исправления, но никогда не ста­нет сам подавать повода к таким падениям. Не пред­ставляет ли нам история довольно и чужих опытов, которые показывают невыгоды и горькие последст­вия греха? Для чего же нам делать воспитанника не­счастным, чтобы предостеречь его от несчастья?

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top