Опыт всегда справедливо считался лучшим учителем людей. Без опыта многого вовсе нельзя знать, например: благоустройства общественного и частного, общепринятых правил и обычаев, поведения окружающих нас людей, искусств, чудного устройства видимого мира и подобного.
Даже и те познания, которые можно приобрести или путем обучения, или из книг, только при помощи опыта могут сделаться ясными и раздельными. Один опыт несомненно уверяет нас в истине и важности частных положений и правил; он открывает нам недостатки умозрения и умозрительное учение восполняет своими правилами; он учит правильной деятельности в общественной и частной жизни, применительно к различным обстоятельствам; он, как во время раннего образования человека, так и в продолжение всей его жизни, служит необходимым пособием в его действиях и всегда доставляет много такого, чего никакое умозрение сообщить ему не может.
Опыт необходим во всех искусствах и знаниях, если они не должны оставаться одной игрой ума, а должны приносить пользу в действительной жизни. Человек всегда только в училище опыта становится способным к делу и полезным в обществе.
Поэтому нет лучшего средства для образования юношества, как заблаговременно вводить молодого человека в это училище и в то же время приучать его правильно пользоваться собственным опытом. Но для накапливания опыта необходимо человеку не только многое видеть и слышать, но и все, с ним встречающееся, правильно наблюдать, здраво обдумывать и из этого делать выводы для своих будущих поступков.
Не тот хорошо пользуется этим средством своего образования, кто видел многое, но тот, кто видел правильно, не тот, кто многое пережил, но кто жил с размышлением. Иной объездил половину света, а видел мало; другой был очевидцем величайших явлений природы и политических переворотов, но ничего не испытал. Поэтому воспитатель должен обращать внимание детей на все, что с ними случается, и особенно на случаи более важные. Он должен чаще говорить с ними и показывать им, как они должны пользоваться своим опытом, и особенно подавать им образец в том, как надо поступать, чтобы с каждым днем все более и более они могли обогащаться опытными познаниями.
Ранее было замечено, что опыт никогда не должен быть лишен стремления к вышеопытному, иначе человек, пользующийся опытом, будет пресмыкаться только по земле и, вместо существенной пользы, потерпит от опыта величайший вред в том случае, когда захочет пребывать только в пределах опыта и тем будет препятствовать своему духу возноситься к небесному его отечеству.
Истины Божественного Откровения как путеводные звезды должны непрестанно освещать человеку представляющуюся в опыте смесь земных явлений; и счастлив тот человек, который с ранних лет научился на все смотреть при свете веры и к нему возводить все происходящее в мире! Как тогда, при творении мира, по слову Творца: Да будет (Быт. 1, 3),— неустроенное вещество преобразовалось в прекрасный мир, так и ныне действием премудрого и всеуправляющего Промысла происходит то же самое.
Человек, не просвещенный святой верой, в различных состояниях своей жизни часто ничего другого не видит, кроме заблуждений и слепого случая; но тот, кто ходит во свете Откровения, повсюду усматривает единство, красоту и мудрый порядок. Хотя он многого не может объяснить себе, однако же непоколебимо стоит в той уверенности, что разногласия здешней жизни разрешатся там в вечную гармонию. Таким образом, чтобы правильно понимать опыты и через них достигать мудрости, более всего необходимы живая вера и сыновний страх к Богу.
Наконец, воспитанника надо предостерегать и удерживать от тех собственных опытов, которые будут доставаться ему слишком дорого, может быть, потерей здоровья или даже невинности. Жестоко ставить за правило, чтобы дети учились ходить падая!
Благоразумный воспитатель, конечно, будет пользоваться уже случившимися падениями своего воспитанника для его исправления, но никогда не станет сам подавать повода к таким падениям. Не представляет ли нам история довольно и чужих опытов, которые показывают невыгоды и горькие последствия греха? Для чего же нам делать воспитанника несчастным, чтобы предостеречь его от несчастья?