Искусство давать прочное основание своим мыс­лям и чувствам, посредством видимых знаков или письмен, есть один из величайших даров Творца.

Посредством его мы можем древнейших предков и отдаленнейших современников представлять себе как бы живыми и умственно дружить с мудрецами всех ве­ков. Что в древности мыслили и чувствовали люди му­дрейшие, о том и мы можем рассуждать вместе с ними и сочувствовать им. Таким образом их опыты становят­ся нашими, и, сообразуясь с высоким полетом их ума, мы можем достигать такой высоты, о которой, предо­ставленные самим себе, вероятно, и не подумали бы.

Впрочем, и чтение имеет свои опасности и юно­шам может причинять неизлечимые раны, особенно в наши дни, когда появляется на свете так много вредных книг. Поэтому при выборе книг для чтения требуется большая осторожность. Воспитатель не должен обманываться ни благозвучным и многообе­щающим заглавием книги, ни одобрением какого-нибудь журнала или самого сочинителя, но должен ставить себе непременным правилом — никакой книги не давать в руки ученикам, пока сам не про­чтет ее до конца, не узнает ее со всей точностью и не найдет подходящий к личному их состоянию, как в умственном, так и в нравственном отношении.

Есть примеры, что сочинения, написанные для юношей, сберегали содержавшийся в них яд до по­следних страниц, где он оказывается тем вреднее, чем более юный читатель в продолжение чтения по­любил писателя за какие-либо совершенства книги. Пусть даже во всяком отношении можно положить­ся на благонамеренность сочинителя, и тогда, одна­ко же, не все годится для всех, и только вниматель­ный воспитатель или учитель может точно опреде­лить, что полезно для их воспитанников.

Надо внушать детям, чтобы они и в последующие годы относительно своего чтения советовались с ум­ными и истинно добрыми людьми и, прежде нежели приобретут себе какую-нибудь новую книгу для чте­ния, спрашивали их мнения. Если бы на рынке прода­вали вместе со здоровыми съестными припасами так­же много вредных и смертоносных, то кто был бы столько легкомыслен, что, без всякой осмотрительно­сти и без расспросов о них, стал бы брать, какие по­падутся, и потом немедленно употреблять их в пищу!

Наставник по многим причинам должен предо­стерегать и предохранять своих учеников от вредно­го многочтения. Кто читает слишком многое и все, что попадается ему в руки, тот, верно, встретится с дурными и пагубными книгами; и так как такие лю­ди большую часть книг прочитывают только поверх­ностно, то с их умом случается то же, что бывает с телом, когда человек принимает более пищи, нежели может переварить его желудок.

«Не многое, но много читать нужно»,— говорили древние; и очевидно, тот выигрывает гораздо больше, кто одну хорошо выбранную книгу прочитал надлежа­щим образом и совершенно понимает дух сочинителя, нежели тот, кто приобретает много книг, но при чтении каждой останавливается на одной только поверхности.

Так как беспорядочная страсть к чтению есть одна из главных болезней нашего века, то заблаго­временно нужно приучать воспитанников, чтобы они каждую хорошую и полезную для них книгу читали не скоро, с размышлением, и притом старались точ­но уразуметь как ход мыслей во всей книге, так и от­дельные, более важные части ее.

Для этого надо внушать воспитанникам, чтобы они никогда не довольствовались однократным про­чтением хорошей книги. В первый раз мы обыкновен­но еще поверхностно знакомимся с порядком мыслей и различными особенностями сочинителя, а поэтому с нами бывает то же, что с путешественником, который в первый раз объезжает чужую землю — оставшиеся впечатления скоро перемешиваются и затемняются.

Но если мы, при первом чтении ознакомившись с духом сочинителя, потом снова читаем его книгу, то сами часто удивляемся, как многое при первом чтении ускользнуло от нашего внимания; тогда не только яс­нее, но и гораздо глубже понимаем мы содержание книги, притом неоднократно прочитанное надолго ос­тается в нашей памяти. Что касается особенно важ­ных сочинений, то третье и каждое последующее про­чтение будет приносить нам новые и новые выгоды.

Достаточно образованных воспитанников очень полезно приучать к тому, чтобы приобретенные в ходе чтения познания они записывали на бумаге. Для этой цели одобряются:

а) выбор и выписывание лучших и примечатель­ных мест, с разделением и расположением их по оп­ределенным статьям;

б) составление записок, в которых было бы пока­зано, в каких сочинениях находится что-нибудь осо-

бенно ценное об известном предмете. При этом для облегчения поиска мест должны быть точно замечае­мы не только параграфы, но и издание, и том книги;

в)   составление конспектов известных сочинений. В этих конспектах содержание сочинения отделяет­ся от его изложения, как в анатомии — кости от ко­жи и тела, и таким образом ход мыслей сочинителя изображается, как голый остов, который легко мож­но рассмотреть. Ученик может производить такие опыты сначала над некоторыми частями книги, а по­том мало-помалу обзор его может расшириться и на целую книгу. Воспитанник еще больше получит пользы, если ход мыслей будет представлять в виде таблицы: тем самым не только облегчится обзор со­чинения в целом, но скоро сделаются заметными и какие-либо пропуски или недостатки его.

Само собой разумеется, что и среди хороших со­чинений не все достойны такого внимательного чте­ния; а в обыкновенных кучах щебня и песка никто и не станет искать золота. Кто привыкнет читать бла­горазумно выбранные книги, тот не только научится читать каждую книгу с надлежащим вниманием, но и соберет для себя богатый запас знаний. Хотя впос­ледствии он, может быть, и не будет во всем согла­сен со своим прежним вкусом, однако припоминание и пересматривание этих трудов всегда будет достав­лять ему внутреннее удовольствие и пользу.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top