Здесь применимо все, что было сказано о возбуждении, руководстве и образовании чувств. Чтобы не просто учить слушателей, но и затрагивать их сердца, учителю надо самому проникнуться своим предметом. В сем случае это главное дело. Римский поэт говорит: «Если хочешь, чтобы я плакал, плачь прежде сам». И опыт всегда подтверждает то же.
Нежные души детей не могут не сочувствовать своему учителю, если искренно ему преданы и видят, как сильно душа его проникнута преподаваемым предметом. Но совершенно противное бывает действие, когда его чувствительность есть только притворная. Дети очень хорошо умеют отличать истинную чувствительность от притворной, и ничто не производит на них столь дурного впечатления, как лицемерие учителя.
Итак, что же делать? Учитель! Старайся, через частое и благонамеренное исследование тех истин, которые ты преподаешь детям, все глубже постигать их и более согревать ими свое сердце; старайся, чтобы твое поведение с каждым днем очевиднее согласовывалось с правилами истины и долга; будь мужем молитвы и каждый день оживляй в себе твердую решимость по мере своих сил быть полезным для учеников твоих!
Тогда не нужно будет тебе притворяться и подстраиваться; тогда, при полноте твоего сердца, уста будут отверзаться сами собою, и ни одно твое слово не упадет на землю без пользы.
Для того чтобы действовать на сердце учеников, учитель не должен употреблять ни отвлеченных выражений, которые требуют зрелого размышления, ни двусмысленных острот, ни развлекающих намеков, ни даже ораторских распространений и украшений, но должен говорить просто, понятно и ясно. Этому преимущественно служат хорошо отобранные повествования, примеры и подобия. Так поступал Господь Спаситель наш в Своих повествованиях, например: о блудном сыне, о милосердном самарянине, о богатом сластолюбце и т.д. Иди и ты делай то же!
Воспитателю никогда не надо довольствоваться только возбуждением чувств, ибо то, что цветет в сердце, должно приносить полезный плод и в воле. Бесплодная чувствительность не только бесполезна, но может быть и очень вредной. Для того чтобы чувства сделать плодотворными, недостаточно одного возбуждения в сердце учеников вообще добрых намерений, ибо эти намерения часто, едва являясь, опять пропадают, не оставляя по себе никакого следа.
Напротив, каждое доброе намерение должно быть точно связано с определенным предметом, временем, местом и другими обстоятельствами. «Смотрите,— скажет учитель детям,— с этого времени и вы должны то-то делать, а того-то избегать; здесь, там, при таком-то столкновении случаев должны вы так-то поступать и т.д.» Когда же эти обстоятельства встретятся на самом деле, тогда он с любовью должен напоминать детям о предпринятых ими намерениях и особенно обращать внимание на благоволение к ним Отца Небесного, если они пойдут путем Его заповедей, в чем утешительно уверяет их собственная совесть.