Ранее уже было замечено, что воспитание нужно прекращать не вдруг, но надо мало-помалу ослаблять руководство до тех пор, пока воспитанник не приобретет самостоятельный и твердый характер. Как в физическом отношении человек не сразу учится стоять и бегать на собственных ногах, так точно бывает и в нравственном отношении.
Большая опасность подстерегает взрослого юношу, которому прежде не давали никакой свободы, которого охраняли с недоверием или, может быть, постоянно удерживали только страхом и насилием, а теперь вдруг предоставляют самому себе. Как можно с уверенностью ожидать, чтобы такой юноша тотчас научился благоразумно управлять своим состоянием и не стал злоупотреблять своей свободой? Юношеская жизнь его подобна потоку, который, достигая равнины, бывает тем шумнее, чем более был стеснен прежде в своем течении.
Поэтому необходимо приучать воспитанника к управлению самим собой постепенно, с годами, чтобы таким образом в продолжение воспитания он мог заблаговременно приобрести навык к самостоятельному, благоразумному и твердому действию. Особенные условия здесь следующие:
а) нужно, чтобы воспитанник помнил и с благоговением содержал в уме свое главное назначение, то есть чтобы высокая истина: «я рожден для вечности и там буду пожинать то, что здесь посею» всегда глубоко и неизгладимо была запечатлена в душе его. При этой глубокой мысли он не может не иметь желания и твердой решимости отвергать все, удаляющее его от главного назначения, и более всего искать царствия Божия и правды Его;
б) нужно, чтобы, подвигнув себя на ежедневное самоотвержение, он не только считал возможным делом одерживать победу над пороками, но посредством постоянных упражнений и в самом деле приобретал навык побеждать;
в) его разум должен всегда несомненно исповедовать божественное достоинство христианского учения, и вся душа его должна быть глубоко проникнута благотворной силой православной веры. Чем глубже дух истинного благочестия проникнет все существо юноши, тем ревностнее будет он стараться соответствовать своему назначению, как временному, так и вечному, чего требуют от него столь сильные побуждения и к чему святая вера подает ему столь многие, истинно Божественные, действительнейшие средства.
Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 8, 35 и далее). О, если бы это одушевление наполняло сердце каждого юноши и каждой девицы и распространялось на все дела их и на всю жизнь!