До сих пор речь шла собственно о воспитании (или формальном образовании), посредством кото­рого дремлющие в человеке силы надо возбуждать, раскрывать и так направлять, чтобы они все вместе стройно содействовали достижению истинного на­значения человека, временного и вечного. Но воспи­тание должно также сообщать пробуждающемуся уму и сами познания, необходимые или, по крайней мере, истинно полезные для человека. Эту часть воспитания мы назвали наукой обучения, или мате­риальным образованием.

 

И материальное образование, или обучение, важно: оно украшает человека многоразличными по­знаниями о мире чувственном и сверхчувственном и находится в неразрывной связи с требованиями свя­той веры и нашей совести. Хотя человек очень часто поступает вопреки лучшим своим понятиям, однако, чем яснее и основательнее узнал он конечное свое назначение и тот путь, который ведет к оному, тем более чувствует побуждение непрестанно стремить­ся к главной своей цели. Чего, напротив, можно ожидать от тех, перед взорами которых мир со все­ми его событиями проходит как пустое сновидение и которым неизвестно, откуда и для чего они сами и все окружающие их вещи?

В недавнее время были, а может быть, есть и те­перь такие воспитатели, которые считали обучение совершенно излишним и даже вредным по тому ложному предположению, будто гораздо лучше пре­доставлять молодому человеку самому отыскивать все достойное познания, нежели показывать ему это. Но очень многих познаний сам собой он вовсе не мо­жет приобрести, а многие другие приобретает только с большим трудом. Именно о важнейших и самых не­обходимых истинах сказано: Но призывать То­го, в Кого не уверовали? Как веровать в Того, о Ком не слыхали? Как слышать без проповедующе­го? Итак, вера от слышания (Рим. 10,14 и далее).

Даже и в отношении таких истин, которые чело­век может познавать посредством собственного ис­следования, устранение всякого обучения повлекло бы за собой многие отрицательные последствия, по­тому что только немногие дети обладают такими от­личными талантами и неутомимым прилежанием, что могут обойтись без особенного внешнего пособия.

Как многого лишились бы дети с обыкновенными или слабыми дарованиями без сего пособия! Да и са­мые одаренные воспитанники, будучи предоставлены только самим себе, приобретают образование очень медленно, с большими затруднениями — такие люди и к близкой цели доходят нескоро и весьма нелегко; притом они ограничиваются большей частью малым кругом познаний и почти всегда отличаются односто­ронностью, упрямством и ученым своенравием.

Если возразят, что обучение лишает воспитанни­ков самодеятельной изобретательности и приучает их слепо раболепствовать чужим мнениям, то это возражение касается не самого обучения, а только его способа.

Для краткости предложим здесь некоторые об­щие правила обучения, а именно скажем:

а)   о выборе предметов учения;

б)   о форме обучения;

в)   об особенных средствах к дальнейшему само­образованию учеников.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top