До сих пор речь шла собственно о воспитании (или формальном образовании), посредством которого дремлющие в человеке силы надо возбуждать, раскрывать и так направлять, чтобы они все вместе стройно содействовали достижению истинного назначения человека, временного и вечного. Но воспитание должно также сообщать пробуждающемуся уму и сами познания, необходимые или, по крайней мере, истинно полезные для человека. Эту часть воспитания мы назвали наукой обучения, или материальным образованием.
И материальное образование, или обучение, важно: оно украшает человека многоразличными познаниями о мире чувственном и сверхчувственном и находится в неразрывной связи с требованиями святой веры и нашей совести. Хотя человек очень часто поступает вопреки лучшим своим понятиям, однако, чем яснее и основательнее узнал он конечное свое назначение и тот путь, который ведет к оному, тем более чувствует побуждение непрестанно стремиться к главной своей цели. Чего, напротив, можно ожидать от тех, перед взорами которых мир со всеми его событиями проходит как пустое сновидение и которым неизвестно, откуда и для чего они сами и все окружающие их вещи?
В недавнее время были, а может быть, есть и теперь такие воспитатели, которые считали обучение совершенно излишним и даже вредным по тому ложному предположению, будто гораздо лучше предоставлять молодому человеку самому отыскивать все достойное познания, нежели показывать ему это. Но очень многих познаний сам собой он вовсе не может приобрести, а многие другие приобретает только с большим трудом. Именно о важнейших и самых необходимых истинах сказано: Но призывать Того, в Кого не уверовали? Как веровать в Того, о Ком не слыхали? Как слышать без проповедующего? Итак, вера от слышания (Рим. 10,14 и далее).
Даже и в отношении таких истин, которые человек может познавать посредством собственного исследования, устранение всякого обучения повлекло бы за собой многие отрицательные последствия, потому что только немногие дети обладают такими отличными талантами и неутомимым прилежанием, что могут обойтись без особенного внешнего пособия.
Как многого лишились бы дети с обыкновенными или слабыми дарованиями без сего пособия! Да и самые одаренные воспитанники, будучи предоставлены только самим себе, приобретают образование очень медленно, с большими затруднениями — такие люди и к близкой цели доходят нескоро и весьма нелегко; притом они ограничиваются большей частью малым кругом познаний и почти всегда отличаются односторонностью, упрямством и ученым своенравием.
Если возразят, что обучение лишает воспитанников самодеятельной изобретательности и приучает их слепо раболепствовать чужим мнениям, то это возражение касается не самого обучения, а только его способа.
Для краткости предложим здесь некоторые общие правила обучения, а именно скажем:
а) о выборе предметов учения;
б) о форме обучения;
в) об особенных средствах к дальнейшему самообразованию учеников.