Без сомнения, прежде всего надо обучать детей тому, что необходимо. Это правило важно как относительно познаний, так и относительно приобретения привычек к известным действиям.
Самая же необходимость определяется отношением предметов к временному и вечному назначению человека. Но конечная и главная цель наша, к которой мы должны стремиться всегда, есть Бог и единый Посредник между Богом и падшим человеком — Иисус Христос, без Которого нет спасения; а первый наш долг на земле — вера, действующая любовью. Будучи приняты в дом спасения, в Церковь Господа Иисуса Христа, объемля Его верой и одушевляясь Его Духом, мы должны любить Бога всеми силами, а ближних, как самих себя.
Поэтому первый и необходимый предмет нашего учения есть единая истинная православная кафолическая вера, которую дал нам Бог и на которой Иисус Христос основал Церковь Свою, при непрерывном содействии Святого Духа.
Так как это познание для всех безусловно необходимо, то в этом отношении нет различия между простолюдинами и благородными, между неучеными и высокообразованными, между полом мужским и женским: святую веру нужно во всякое время предпочитать всему. Сия ж есть жизнь вечная,— учит Истина,— да знают Тебя, единого Истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин. 17, 3). Только через Иисуса Христа и в общении с Ним можем мы соделывать свое спасение и, наконец, достигнуть вечного блаженства (Деян. 4, 12). Поэтому святой апостол Павел все прочее, в сравнении с познанием Христа Иисуса, Господа нашего, почитает тщетою и сором (Флп. 3, 8).
Обучение Закону Божию должно состоять не только в раскрытии истин христианской веры и нравственности, но и в побуждении воспитанников к исполнению Божественных заповедей. Праведный живет верой, и вера его обнаруживается в любви. Уже было сказано прежде, в каком отношении должно находиться учение о святой вере к разуму и памяти, к сердцу и деятельной жизни.
Кроме познания о вере надо преподавать воспитанникам те знания и искусства, которые частью вообще, частью по отношению к предполагаемому будущему званию учеников более или менее необходимы. Сюда прежде всего относятся: образование слова, чтение, чистописание и арифметика.
Искусства эти очень важны не только по их влиянию на раскрытие и образование умственных способностей в детях, но и потому, что являются необходимым средством сообщать детям всякие другие познания и как бы незаметно вводить их в деятельную жизнь. Книги, предлагаемые для чтения, по содержанию также должны быть сообразны с тем, что для ученика полезно и необходимо. То же нужно сказать об упражнении в чистописании и арифметике.
Вообще желательно, чтобы преподавание в училищах было построено, насколько это возможно, на принципе соблюдения единства. Подобно лучам, стремящимся к своему общему средоточию, все предметы, начиная с азбуки, должны стремиться к высшей цели образования, то есть к тому, чтобы человек более и более уподоблялся своему Первообразу — Богу. В противном случае, без связи с главным началом всякого истинного ведения, то есть с познанием о Боге, все познания человека будут отрывочны; да и сам человек, без любви к Богу и непрерывного стремления к Нему, будет походить на жалкий отрывок из целого.
За необходимым, если позволяет время, может и должно следовать полезное, посредством чего облегчается, украшается и возвышается наша жизнь. А так как предметов полезных больше, нежели человек может усвоить, то здесь особенно нужно обращать внимание на возраст и пол, на способности и склонности и на будущее звание учеников. Истинно полезному никогда не нужно предпочитать то, что только блестит и ослепляет; да и среди полезных предметов надо выбирать такие, которые для воспитанника более полезны и благотворны.
К сожалению, были и теперь есть люди, которые учение о святой вере ставят на последнее место или, по крайней мере, смотрят на веру как на нечто второстепенное. Такие же понятия о ней внушают они своим детям или воспитанникам и не только не заботятся о поддержании и усилении в них духа благочестия, но иногда даже намеренно ослабляют его, замечая в наставляемых горячую ревность к делам благочестия.
Что удивительного, если дети, воспитанные под руководством таких родителей или учителей, не будут иметь ни любви к Богу, ни уважения к Святой Церкви и окажутся холодными ко всему священному, а может быть, даже станут смеяться над тем, в чем надлежало бы им искать своего счастья, будут презирать святую веру и ее учение, забывая, что истинные радости человека и вечная, блаженная жизнь приобретаются только в недрах Христовой Церкви и только через исполнение Божественных заповедей.
Для каждого здраво рассуждающего человека должно быть очевидно то, что полезным предметам надо обучать ребенка, смотря по его способностям, ибо какого можно ожидать плода, когда воспитанник к известному предмету, например, к живописи, совершенно не показывает способностей? Самое большое прилежание не может заменить таланта. Но труднее вопрос: надо ли при этом соотноситься с наклонностями воспитанников?
Известно, как переменчивы и непостоянны их наклонности: иной предмет кажется для них сначала очень занимательным, но как только они испытывают трудность учения, появляется отвращение к сему предмету, и они уже желают учиться чему-нибудь другому. Что выйдет из молодого человека, если, повинуясь влечению своих непостоянных наклонностей, он всегда будет делать только то, к чему влечет его то одна, то другая наклонность? Поэтому необходимо с ранних лет приучать детей к господству над собой, чтобы они могли исполнять обязанности, несмотря на противоборство своих наклонностей.
Но родителям и воспитателям при этом надо поступать так, чтобы дети не думали, будто их заставляют учиться известным предметам только по своенравию или упорству наставника.
Для этого учителя должны стараться, с одной стороны, хорошо подготовившись к урокам, уметь придать предметам новизну и занимательность и чрезмерно не обременять детей уроками, а с другой — чаще показывать детям применение и пользу известных предметов в жизни; на наклонность же ученика следует обращать внимание только в том случае, когда она обнаруживает в нем отличные способности к известным познаниям или искусствам.
Подобные наклонности обыкновенно обнаруживаются отчетливо и постоянно и почти непреодолимо побуждают ребенка испытывать себя в тех предметах, которые соответствуют его таланту. История детства известных художников представляет нам ясные доказательства этого. Если в воспитаннике обнаруживаются отличные дарования, непреодолимо влекущие его к известному роду деятельности, то не обращать на них внимания значило бы не уважать законов природы и ее внушений.