Впрочем, даже если юноша получил самое хорошее воспитание, и тогда он, по окончании его, имеет нужду в предостережениях и напоминаниях, которые, как отеческий подарок, должен взять с собой и свято сохранить навсегда, ибо перед ним, предоставленным самому себе, лежат пути скользкие и окруженные опасностями.
Эти напоминания надо приспосабливать, с одной стороны, к личным свойствам воспитанника, с другой — к тем обстоятельствам и опасностям, с которыми он скоро должен будет встретиться. Но каждый воспитанник, получающий свободу действий, обязан глубоко полагать в своем сердце следующие наставления. Надо особенно предостерегать его:
а) от неосторожного знакомства и вредных или опасных связей. И самые благородные, высокие души чувствуют большую потребность в дружеской связи с другими, чтобы вместе с ними, в искреннем единении сердец, проходить путь этой жизни, наполненной столь многими искушениями, и взаимно помогать друг другу в преодолении их.
Счастлив юноша, если ему будет сопутствовать друг истинно благородный, как некогда юному св. Григорию Назианзину сопутствовал свт. Василий Великий! Но кто не знает, как опасно заводить дружбу без надлежащей осторожности!
Сколько юношей, подававших прежде большие надежды, от худых знакомств лишились имения, чести, успехов в науках, доброй нравственности и даже веры! Кто не знает также, как пагубна особенно преждевременная откровенность с лицами другого пола! Как легко невинное сердце попадает в сети, от которых после часто невозможно бывает освободиться! Хотя бы этого и не вышло, но подобная дружба, продолжающаяся без благоразумной осмотрительности, только по чувственным побуждениям, обыкновенно влечет за собой весьма печальные последствия;
б) от худого чтения. Теперь, когда литературная почва произвела так много ядовитых растений, молодой человек не должен читать ни одной неизвестной книги, не спросив прежде о ней опытного и знающего друга. Ниже об этом столь важном предмете будет сказано более;
в) от праздности и от опасных забав, особенно от беспорядочных, веселых собраний. А как мало в свете веселых собраний, где не нужно было бы опасаться вреда для чистых и строгих нравов! Как часто и лучшие по видимости собрания, после долгих часов общепринятых увеселений, платят своим любителям только внутренней пустотой, скукой, досадой или развитием порочных наклонностей! Не бывает ли даже и таких собраний, над входом в которые надо надписывать большими буквами: «Назад, в ком есть еще стыд!»
г) от безрассудного подражания. Хотя никакой человек, особенно юноша, не должен выделяться и чудачествовать, но, следуя здравому рассуждению, должен сообразоваться с лучшей частью своих сверстников и с людьми одного с ним состояния, однако этого надо придерживаться в том только случае, если не противоречит святой вере. А иначе ему надо ставить в пример Моисея, который, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой и лучше захотел страдать с народом Бо- жиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели египетские сокровища (Евр. И, 24-26).
Воспитатель должен ознакомить своего ученика, вступающего в общественную жизнь, с лучшими средствами, которыми он всегда мог бы оживлять и питать в себе чувство благочестия. Со всей искренностью и силой нужно внушать ему то, что особенно важно, а именно:
а) ревностное упражнение в делах благочестия, частую молитву, ежедневное испытание совести, благоговейное участие в Святых Таинствах Покаяния и Причащения, удаление от каждого, кто стыдится святой веры и ее Таинств. Как некогда избранные ученики Христовы, так и каждый благовоспитанный юноша из глубины души должен говорить: Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни (Ин. 6, 68);
б) знакомство с истинно добрыми и благородными мужами, не только живыми, но и умершими, чей дух навсегда верно сохраняется для нас в их писаниях. Каков твой круг общения и каково любимое твое чтение, таким точно будешь и ты сам.
В заключение этой части предложу несколько наставлений одного доброго отца, данных им своим сыновьям и дочерям: «Мы ходим по могилам, не представляя, что с прахом, клубящимся под нашими ногами, поднимается вместе и тот прах, который некогда был одушевлен, и что души, которые он облекал, уже совершили свое поприще. Сложив с себя земной покров, они все услышали приговор истины и, слыша сей голос, пошли одна туда, а другая в другое место. Скоро, любезные мои дети, и мы совершим наше поприще. Тогда и мы услышим приговор истины и по гласу его пойдем каждый своим путем, туда или в другое место. Тогда уже нам нельзя будет выбирать.
Поэтому, дети мои, прошу и заклинаю вас Страшным Судом Божиим и милосердием Сына Божия: помните всегда и искренно размышляйте о том, что одно необходимо! Избирайте благую часть!
Удаляйтесь мира, ничтожные удовольствия которого учит презирать и земная мудрость. Удаляйтесь мира, который не следует за Иисусом Христом, и исповедуйте Господа перед людьми, чтобы и Он вас некогда исповедал перед Своим Небесным Отцом. О, берегитесь ложного стыда, который стыдится Святого! Это — порча души; это — постыдное малодушие.
Когда распятый Господь Иисус придет во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда Он сядет на престоле славы Своей, и перед Ним соберутся все народы; тогда как стыдно будет тому, кто здесь стыдился Его, кто отвергал Его, поносил Того, Который есть над всем Бог, благословенный во веки! Тогда будет он взывать к горам: “Падите на нас!” и к холмам: “Покройте нас!”
О, любезные мои дети! Исповедуйте Господа Спасителя вашими устами с полной свободой в слух мира. Смело исповедуйте Его вашим поведением перед очами мира, и да просветится свет ваш перед людьми. Исповедуйте Его в ваших душах покорностью из любви, бдением и живым страхом. Не возноситесь в сердцах ваших, видя падение ближнего: вы одного с ним происхождения, так же слабы и склонны к падению по природе, как и он. Ничего не цените выше добродетели. Не давайте ослабевать рукам вашим и дремать глазам вашим. Дети мои! Укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его» (Еф. 6, 10).