Далее следует вопрос: в каком объеме должны преподаваться предметы, как необходимые, так и по­лезные? Без сомнения, здесь опять главным указате­лем для воспитателя должно служить главное назна­чение человека — стремление к вечному единению с Богом, а также предполагаемое будущее звание де­тей. Кроме познаний, нужных в общественной жиз­ни, дети, выходя из училищ, должны хорошо знать отечественный язык и правильно говорить на нем, читать осмысленно и с приличным рассуждением, исправно и четко писать и знать правила счета и из­мерения, нужные во всяком состоянии.

Дальнейшее расширение круга этих познаний, равно как и изучение других достойных знания предметов, зависит частью от времени, отведенного на учение, частью от возраста, пола, способностей и от степени прежде приобретенного учениками обра­зования, а преимущественно от предполагаемого бу­дущего их звания.

Некоторые родители с ранних лет готовят своих детей только к одному известному состоянию, по­этому, оставляя все другое, учат их только тому, что нужно в предполагаемом звании. Но после в воспи­танниках часто оказывается или неспособность к предполагаемому состоянию, или непреодолимое не­расположение к нему, а иногда сами обстоятельства изменяются, и вступление в это звание делается не­возможным или выход из него необходимым. Тогда оказывается, что и время, и труд, и издержки на­прасны, и молодой человек в этом положении дела­ется неспособным ни к какому занятию.

Другие, для избежания этой ошибки и в убеж­дении, что нельзя предвидеть, что выйдет из воспи­танника, хотят подготовить его ко всем занятиям и по этому побуждению обременяют его множеством предметов, учат слишком многому, но ничему не учат основательно или вполне достаточно. И моло­дой человек, по-видимому, приготовляемый для всех состояний, от того самого делается малоспо­собным к какому-либо одному из них. Впрочем, в низших сословиях будущее звание детей большей частью не подлежит сомнению; особенно это можно сказать по отношению к девицам. Посему это зва­ние можно и нужно иметь в виду при воспитании детей с самых ранних лет.

Вообще, воспитанника надо приучать смотреть на различные состояния в человеческом обществе как на должности, назначенные человеку Самим Богом. Для достижения этой цели нужно внушать воспитан­нику искреннее уважение к каждому общественному сословию, не надо говорить в его присутствии ни о каком состоянии с презрением и неуважением; на­против, при всяком удобном случае нужно внушать ему, что все состояния служат ко благу целого, что в будущей жизни каждый получит от Бога свою награ­ду или праведное наказание, смотря по тому, как он выполнял в настоящей жизни те или другие обязан­ности своего звания, что при скончании мира, на все­общем Суде, праведный Судья спросит не о том, на каком месте кто трудился, но как проходил свое по­прище, которое было назначено ему от Бога.

Говоря о будущем звании воспитанника, надо внушать ему, чтобы с благоговением и любовью про­сил у Бога просвещения и руководства, дабы мог яс­но видеть, к чему он призывается, и беспрепятствен­но идти к определенному назначению.

При каждом удобном случае надо напоминать воспитаннику, что для достижения своего назначе­ния ему необходимо содействие Божие, что, только пользуясь Божиим покровительством, каждый мо­жет быть счастлив в том состоянии, в каком Бог оп- ре делил ему проводить жизнь свою, и что Господь являет Свою особенную милость и покровительство только достойным — тем, которые верно ходят пе­ред Ним, соблюдая Его заповеди.

Если будущее звание воспитанника уже опреде­лено, то ему надо внушать уважение и любовь к это­му званию; надо показывать, что, несмотря на пред­ставляющиеся трудности этого звания, он может быть счастливым и, верно проходя оное, может со­брать себе обильную жатву для вечности и т.п. По­этому он должен запасаться нужными для сего зва­ния познаниями и привычками, воспитывать в душе своей твердое и решительное намерение никогда не искать себе пропитания и других выгод жизни не­позволительными средствами.

Особенно при занятии полезными предметами надо всегда иметь в виду будущее звание воспитан­ника. Кто, например, детей, которые никогда не выйдут из низшего или среднего сословия, знакомит с науками и искусствами высшего общества, тот не только без пользы отнимает у них время, которое они могли бы употребить на занятия, для них полез­ные, но еще делается причиной того, что воспитан­ники впоследствии бывают недовольны своим состо­янием, так как мечтали о состоянии лучшем, и пото­му обыкновенные дела, свойственные состоянию низшему или среднему, часто выполняют неохотно.

Особенно надо остерегаться того, чтобы в деви­цах не возбудить охоты к сочинению книг, что для женского состояния и домашнего спокойствия ино­гда бывает истинным искушением.

Впрочем, нет правила без исключения. Есть пи­сательницы, которые своими произведениями пока­зали не пустую охоту к сочинению, но глубокое бла­гочестие и искреннюю любовь к ближним.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top