Далее следует вопрос: в каком объеме должны преподаваться предметы, как необходимые, так и полезные? Без сомнения, здесь опять главным указателем для воспитателя должно служить главное назначение человека — стремление к вечному единению с Богом, а также предполагаемое будущее звание детей. Кроме познаний, нужных в общественной жизни, дети, выходя из училищ, должны хорошо знать отечественный язык и правильно говорить на нем, читать осмысленно и с приличным рассуждением, исправно и четко писать и знать правила счета и измерения, нужные во всяком состоянии.
Дальнейшее расширение круга этих познаний, равно как и изучение других достойных знания предметов, зависит частью от времени, отведенного на учение, частью от возраста, пола, способностей и от степени прежде приобретенного учениками образования, а преимущественно от предполагаемого будущего их звания.
Некоторые родители с ранних лет готовят своих детей только к одному известному состоянию, поэтому, оставляя все другое, учат их только тому, что нужно в предполагаемом звании. Но после в воспитанниках часто оказывается или неспособность к предполагаемому состоянию, или непреодолимое нерасположение к нему, а иногда сами обстоятельства изменяются, и вступление в это звание делается невозможным или выход из него необходимым. Тогда оказывается, что и время, и труд, и издержки напрасны, и молодой человек в этом положении делается неспособным ни к какому занятию.
Другие, для избежания этой ошибки и в убеждении, что нельзя предвидеть, что выйдет из воспитанника, хотят подготовить его ко всем занятиям и по этому побуждению обременяют его множеством предметов, учат слишком многому, но ничему не учат основательно или вполне достаточно. И молодой человек, по-видимому, приготовляемый для всех состояний, от того самого делается малоспособным к какому-либо одному из них. Впрочем, в низших сословиях будущее звание детей большей частью не подлежит сомнению; особенно это можно сказать по отношению к девицам. Посему это звание можно и нужно иметь в виду при воспитании детей с самых ранних лет.
Вообще, воспитанника надо приучать смотреть на различные состояния в человеческом обществе как на должности, назначенные человеку Самим Богом. Для достижения этой цели нужно внушать воспитаннику искреннее уважение к каждому общественному сословию, не надо говорить в его присутствии ни о каком состоянии с презрением и неуважением; напротив, при всяком удобном случае нужно внушать ему, что все состояния служат ко благу целого, что в будущей жизни каждый получит от Бога свою награду или праведное наказание, смотря по тому, как он выполнял в настоящей жизни те или другие обязанности своего звания, что при скончании мира, на всеобщем Суде, праведный Судья спросит не о том, на каком месте кто трудился, но как проходил свое поприще, которое было назначено ему от Бога.
Говоря о будущем звании воспитанника, надо внушать ему, чтобы с благоговением и любовью просил у Бога просвещения и руководства, дабы мог ясно видеть, к чему он призывается, и беспрепятственно идти к определенному назначению.
При каждом удобном случае надо напоминать воспитаннику, что для достижения своего назначения ему необходимо содействие Божие, что, только пользуясь Божиим покровительством, каждый может быть счастлив в том состоянии, в каком Бог оп- ре делил ему проводить жизнь свою, и что Господь являет Свою особенную милость и покровительство только достойным — тем, которые верно ходят перед Ним, соблюдая Его заповеди.
Если будущее звание воспитанника уже определено, то ему надо внушать уважение и любовь к этому званию; надо показывать, что, несмотря на представляющиеся трудности этого звания, он может быть счастливым и, верно проходя оное, может собрать себе обильную жатву для вечности и т.п. Поэтому он должен запасаться нужными для сего звания познаниями и привычками, воспитывать в душе своей твердое и решительное намерение никогда не искать себе пропитания и других выгод жизни непозволительными средствами.
Особенно при занятии полезными предметами надо всегда иметь в виду будущее звание воспитанника. Кто, например, детей, которые никогда не выйдут из низшего или среднего сословия, знакомит с науками и искусствами высшего общества, тот не только без пользы отнимает у них время, которое они могли бы употребить на занятия, для них полезные, но еще делается причиной того, что воспитанники впоследствии бывают недовольны своим состоянием, так как мечтали о состоянии лучшем, и потому обыкновенные дела, свойственные состоянию низшему или среднему, часто выполняют неохотно.
Особенно надо остерегаться того, чтобы в девицах не возбудить охоты к сочинению книг, что для женского состояния и домашнего спокойствия иногда бывает истинным искушением.
Впрочем, нет правила без исключения. Есть писательницы, которые своими произведениями показали не пустую охоту к сочинению, но глубокое благочестие и искреннюю любовь к ближним.