Для того чтобы учение было основательным, нужно занимать умственные силы воспитанников и содержать их в деятельности. Учиться не значит только повторять слышанное, но все, что нужно усвоить уму, надо обдумать и достигнуть, насколько возможно, сознательного убеждения в истине. Материя, возбуждение и руководство могут приходить извне, но понимать и рассуждать должны сами ученики, и притом как в продолжение самого учения, так и после него.
В учении весьма многое зависит от способа преподавания. Способ преподавания обыкновенно бывает разговорный или повествовательный. Первый есть не что иное, как поучительный, сообразно с предположенной целью, разговор между учителем и его учениками, состоящий из вопросов и ответов; а по второму происходит обучение, когда говорит только один учитель, связно излагая предмет, а ученики слушают.
Относительно этих способов предложим несколько замечаний:
а) неоспоримо, что преподавание, облекаемое в форму разговора, заслуживает большое одобрение. Посредством этого способа ученик как бы невольно делается внимательным и постоянно следует за ходом мыслей учителя; а учитель имеет возможность верно приспосабливать преподавание к силам ученика, исправлять его ошибочные понятия и везде, где нужно, помогать ему;
б) но неоспоримо и то, что чисто разговорное преподавание требует от учителя более способности и благоразумия, сколько можно предполагать в обыкновенных учителях; плохое же разговорное преподавание мало приносит пользы, но больше служит к тому, чтобы чем-нибудь наполнить время;
в) при объяснении исторических предметов и тех истин, которые мы знаем только из Божественного Откровения, большей частью неудобно бывает употреблять разговорный способ обучения. Таких истин нельзя извлекать из сознания детей, а необходимо прежде самому раскрыть их насколько можно яснее и удобопонятнее для детского разума. Даже и при изложении тех истин, которые можно объяснить из начал ума, подобными вопросами можно только медленно, долгими, окольными путями дойти до цели, тогда как через обыкновенное изложение она достигается гораздо быстрее и легче;
г) что касается преподавания во многолюдных училищах, то постоянным разговором только с одним учеником никак нельзя поддержать внимания и размышления всех прочих. Когда уважаемый и любимый воспитанниками учитель говорит один, излагая свои мысли понятно и живо, тогда ученики охотнее слушают его, чем если он с усилием и медленно подвигается вперед, разговаривая то с одним, то с другим из них. При этом нередко нелепыми ответами на вопросы возбуждается громкий смех во всем классе или подается повод к развлечению посторонними предметами;
д) от непрерывных вопросов и ответов особенно страдают одушевление и сила наставления. При этом в детях развивается смелость и говорливое умничанье, а сердце их большей частью остается холодным.
Поэтому лучше будет, если учитель, при обучении многих, повествовательный способ обучения станет соединять с разговорным. Он должен сделать предмет занимательным для детей; применяясь к степени их разумения, должен говорить им всегда ясно и от сердца, а между тем может задавать вопросы то одному, то другому воспитаннику и посредством частых испытаний и повторений ставить учеников в необходимость непрерывно следовать за собой.
Предлагая детям учение веры, надо не доказывать, а повествовать о том, что Бог от начала устроил для нашего спасения, что заповедал и что обещал. Так учили Моисей и пророки Ветхого Завета, так учили Апостолы и Отцы Церкви, так учил Сам Иисус Христос, единый совершенный Учитель; этого требует и само свойство откровенного учения; и только такой способ обучения хорош для простого народа и особенно для детского возраста.
Часто наставник с особенной пользой для воспитанников сам может предлагать вопросы и сам давать на них ответы.
В этом случае он начертывает для себя порядок мыслей, верно соотнесенный с состоянием своих слушателей, и, постепенно следуя ему, раскладывает изложение предмета на краткие и удобопонятные вопросы, потом сам отвечает на них и таким образом, удерживая в постоянной деятельности внимание и размышление слушателей, скоро и надежно идет к предположенной цели; ибо ничто не удаляет его от предначертанного порядка, ничто здесь не предоставляется случаю, но все предварительно обдумано и располагается по установленному плану.
Этот способ преподавания состоит в том, что не дети дают ответ на предлагаемые вопросы, но учитель сам и предлагает вопрос, и отвечает на него. Потом снова возражает или обнаруживает какие-нибудь сомнения и опять сам отвечает на них, раскладывает предмет на составные его части и таким образом продолжает до полного разрешения главного вопроса. Такой способ преподавания имеет следующие, испытанные опытом преимущества: 1) посредством этого способа удобно достигаются выгоды разговорного и повествовательного метода, а недостатки обоих легко устраняются; 2) внимательность малолетних и взрослых слушателей лучше поддерживается и постоянно направляется к главному предмету; 3)преподаватель без затруднения может удерживать порядок своих мыслей, с уверенностью в успехе, если только приготовился к делу надлежащим образом; притом и приготовление уроков при этом способе также намного облегчается; 4) устраняются такие ответы, которые не относятся к делу, возбуждают смех в присутствующих, приводят в замешательство преподавателя, иногда же выводят его из терпения; а из состояния внутреннего неудовольствия трудно тотчас же возвращаться к спокойствию и благодушию, с какими надо преподавать уроки; 5) учение продолжается связно и занимательно; дети и взрослые всегда могут обозревать содержание темы и знать, куда относится каждый вопрос, почему он предложен и прочее.
При разговорном способе обучения бывает противное этому: воспитанник, которого спросили, после своего ответа считает себя уже отделавшимся и думает, что теперь он не обязан быть внимательным; другие же, особенно те, которые сидят далеко, не слышат ни вопроса, ни ответа. Напротив, при самовопросительном способе обучения все присутствующие слышат и вопрос, и ответ, и их внимательность постоянно занята и направляется к главному предмету. Впрочем, при этом можно спрашивать и детей, чтобы увериться, поняли ли они преподанное учение, и заставлять их пересказывать слышанное, чтобы таким образом поддерживать их внимание к предмету.
Главное здесь состоит в порядке вопросов, хорошо направленном к тому, чтобы ум слушателей непременно вести к предложенной цели. Древний мудрец Сократ сам объяснял предлагаемые ученикам истины в том случае, когда на предмет имелось много подобий, примеров и доказательств; напротив, он предлагал вопросы, когда хотел рассеять предрассудки, опровергнуть возражение или сомнение или сделать учеников внимательными к чему-нибудь, что иначе осталось бы незамеченным.
Но мы имеем несравненно лучший образец правильного преподавания — образец нашего Господа Спасителя. Он Сам говорил: И называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос (Мф. 23, 10). Как же учил сей единый совершенный Учитель? Поучая, Он часто задавал вопросы как Самому Себе, так и Своим слушателям; иногда беседовал с ними, например, о том, позволено ли исцелять больного в субботу, и Сам изъяснял предлагаемые ученикам истины, ссылаясь на изречения Священного Писания и на события, описанные в нем, предлагал подобия и притчи, указывал на видимую природу; и вообще, занимая внимание Своих слушателей живым изображением, в то же время побуждал их к собственному размышлению, чтобы таким образом вместе и просвещался их ум, и согревалось сердце (Лк. 24, 15 и далее).
И во время, свободное от занятий, надо возбуждать в учениках собственную умственную деятельность и правильно поддерживать ее. Этому особенно служат:
а) регулярная подготовка к следующему уроку. Если ученики предварительно просмотрят тот урок, который будет им предложен, то не только само объяснение становится для них понятнее, но это помогает им внимательнее слушать учителя;
б) немедленное повторение пройденного урока. Это, без сомнения, лучшее средство надолго удержать в памяти предложенные на уроке сведения. Но ученик еще лучше делает, когда записывает, по крайней мере, важнейшие части устно преподанного урока;
в) применение на практике слышанных правил, заучивание наизусть того, что надо удерживать в памяти, а относительно совершенствования способностей к искусствам — частое упражнение их;
г) в предметах, требующих больше размышления, особенно полезны письменные сочинения и переработка преподанных уроков. Кроме того, что эта переработка чрезвычайно способствует образованию способностей, она помогает нам гораздо лучше уяснить и глубже запечатлеть в памяти предметы: мы открываем в предмете новые отношения и светлые стороны и потом с удовольствием видим постепенное расширение нашего знания относительно обдумываемой истины. Это же отчасти достигается и тогда, когда ученики друг с другом обмениваются мыслями о предметах науки и обсуждают их. Но для этого, без сомнения, надо иметь уже довольно зрелости, и притом нужна осторожность, чтобы такие упражнения не обратились в привычку к спорам и оспариванию других.
Еще у древних было правило: уча учимся. Благоразумный воспитатель, если позволяют обстоятельства, не забудет об этом правиле и найдет ему должное применение. Способ преподавания, так называемый ланкастерский, подаст ему в этом отношении несколько полезных указаний. Только ни в коем случае нельзя одобрять этого способа во всем его объеме: он хорошо помогает только механическим способностям, а не истинному образованию ума и сердца.
Система Ланкастера состоит в искусстве содержать училища преимущественно посредством самих учеников и, с возможно меньшими денежными издержками, обучать большое число детей в одной комнате, под руководством одного учителя, в одно и то же время. Все ученики, в зависимости от их успехов, разделяются на классы, к каждому из которых приставляется один из лучших учеников как младший учитель.
Ученики с особенно отличной успеваемостью как инспекторы классов надзирают над младшими учителями; другие же, каждый в своем отделении, заботятся об исправности в классах, делают некоторые приготовления к занятиям, например, готовят тетради и прочее; сам же учитель ничем более не занимается, как только надзирает за обществом, наставляет младших учителей и распределяет их занятия. Таким образом, все идет и действует для одной цели, как на фабрике, где многие работают вместе, а мастер только распоряжается работающими.
Первым изобретателем этого способа обучения был в Англии Андрей Белль, англиканский духовный деятель, который с 1790 по 1796 год пользовался им в сиротских училищах Ост-Индии. Но распространением своим этот способ обучения обязан Иосифу Ланкастеру, квакеру: он с 1805 года завел очень много таких училищ, и его метод вскоре, вероятно по своей дешевизне, с похвалой принят был во Франции, Испании, Неаполе, Женеве и в других местах.