Всякому человеку присуще врожденное стрем­ление к истине. Даже обманщик, который, по пре­вратному самолюбию, старается обманывать других, не хочет, чтоб его самого обманывали. А что сказать о тех благородных душах, для которых исследование истины составляет главное занятие?

С какой жаждой они стремятся к источнику Бо­жественного света, и если после долгого искания ис­комая истина наконец открывается им, то как ис­кренно они радуются и с каким восторгом принима­ют найденное! Даже языческая древность являет нам таких людей, которые, презирая все чувствен­ные удовольствия, большую часть жизни провели в опасных путешествиях и жертвовали всем, чтобы только собрать обширные познания.

Хотя это стремление к истине и такое сильное чувство удовлетворения при открытии ее предпола­гают уже довольно высокую степень образованнос­ти, однако и ребенок способен чувствовать истину, если только воспитатель сумеет сохранить сердце его неиспорченным и оживить благородное стремле­ние души его. Для этой цели:

а)   сам воспитатель всегда должен высоко и свято уважать истину. Это уважение надо показывать вос­питаннику при всяком случае, не только словами, но особенно своим примером, своей живой ревностью к расширению собственного образования, радостью о новых открытиях и непритворным уважением ко все­му, что истинно и полезно, старое ли это или новое;

б)   надо давать чувствовать воспитаннику, как тя­жело не знать необходимых и полезных предметов или иметь о них только темные и сбивчивые понятия и, на­против, как отрадно бывает для души человека, когда он освобождается от этого состояния и когда кругозор его с каждым днем все более расширяется;

в)   всеми мерами стараясь сохранить чистоту и не­винность воспитанника, надо также при обучении удалять от него все, наводящее на него скуку и тя­гость. Чувство истины и умственное образование не могут хорошо совершенствоваться, если ребенка бу­дут принуждать к учению только физическими мера­ми или учение будет состоять только в сухом препо­давании уроков и в заучивании на память каких-ни­будь непонятных положений; если родители и учите­ля будут представлять обучение как бы неизбежным злом и станут утешать детей своих только будущей свободой. Подробнее об этом сказано будет ниже.

Что касается руководства этим чувством, то на­до особенно остерегаться, чтобы ребенок не преда­вался неумеренному любопытству, своенравной од­носторонности или умственной гордости. Впрочем, об этом было уже сказано в главе об образовании умственных способностей.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top