Всякому человеку присуще врожденное стремление к истине. Даже обманщик, который, по превратному самолюбию, старается обманывать других, не хочет, чтоб его самого обманывали. А что сказать о тех благородных душах, для которых исследование истины составляет главное занятие?
С какой жаждой они стремятся к источнику Божественного света, и если после долгого искания искомая истина наконец открывается им, то как искренно они радуются и с каким восторгом принимают найденное! Даже языческая древность являет нам таких людей, которые, презирая все чувственные удовольствия, большую часть жизни провели в опасных путешествиях и жертвовали всем, чтобы только собрать обширные познания.
Хотя это стремление к истине и такое сильное чувство удовлетворения при открытии ее предполагают уже довольно высокую степень образованности, однако и ребенок способен чувствовать истину, если только воспитатель сумеет сохранить сердце его неиспорченным и оживить благородное стремление души его. Для этой цели:
а) сам воспитатель всегда должен высоко и свято уважать истину. Это уважение надо показывать воспитаннику при всяком случае, не только словами, но особенно своим примером, своей живой ревностью к расширению собственного образования, радостью о новых открытиях и непритворным уважением ко всему, что истинно и полезно, старое ли это или новое;
б) надо давать чувствовать воспитаннику, как тяжело не знать необходимых и полезных предметов или иметь о них только темные и сбивчивые понятия и, напротив, как отрадно бывает для души человека, когда он освобождается от этого состояния и когда кругозор его с каждым днем все более расширяется;
в) всеми мерами стараясь сохранить чистоту и невинность воспитанника, надо также при обучении удалять от него все, наводящее на него скуку и тягость. Чувство истины и умственное образование не могут хорошо совершенствоваться, если ребенка будут принуждать к учению только физическими мерами или учение будет состоять только в сухом преподавании уроков и в заучивании на память каких-нибудь непонятных положений; если родители и учителя будут представлять обучение как бы неизбежным злом и станут утешать детей своих только будущей свободой. Подробнее об этом сказано будет ниже.
Что касается руководства этим чувством, то надо особенно остерегаться, чтобы ребенок не предавался неумеренному любопытству, своенравной односторонности или умственной гордости. Впрочем, об этом было уже сказано в главе об образовании умственных способностей.