Некоторые из новейших писателей утверждали, что нравственное образование надо откладывать до того времени, когда ребенок вступит в полную нравственную деятельность и будет в состоянии действовать сознательно по началам долга.
Поэтому первоначальное образование способности желаний, в раннем возрасте, по их мнению, надо предоставить природе, чтобы ограничениями не подавлять последнюю; те же погрешности, которые совершает ребенок от неразумия или других причин, по их мнению, в последующие годы оставят его сами собой или легко исправятся воспитанием.
Но воспитателю, который придерживается таких правил, благоразумный человек не вверил бы даже молодого зверя, не только ребенка. И садовник, если он хочет вырастить красивые деревья, должен еще молодым деревцам придавать желаемую форму и направление роста. Здесь для краткости можно напомнить то, что замечено было о ранних привычках.
Если дети в ранние годы еще не могут действовать сознательно по правилам нравственности в собственном смысле, то воспитание может и должно заранее предрасполагать их к такой деятельности. Впрочем, и по правилам нравственным дети обыкновенно начинают поступать гораздо раньше, нежели некоторые думают и пишут.
Ощущение различия между добром и злом очень рано пробуждается в детском сердце, и счастлив ребенок, если это нравственное чувство, пробужденное в ранние годы, мало-помалу раскрывается, уясняется и укрепляется благочестивым примером и если живая вера в Бога, с ранних лет воспитываемая в нем, соделается господствующим началом последующей его жизни!
От детского возраста нельзя требовать ничего, кроме того, что свойственно детям. Неразумно было бы желать, чтобы ребенок в детстве же достиг мужеской основательности или постоянства, предусмотрительности и твердости, которые бывают только плодом опытности и зрелости, как физической, так и нравственной. Дети пусть остаются детьми — надо заботиться только о том, чтобы они были хорошими детьми; а хорошими мужами будут в последующие годы.