Эля того чтобы святая вера в детском сердце глубоко пустила корни и постоянно приносила пло­ды для вечной жизни, нужно не только в часы обу­чения Закону Божию, но и всегда и везде внушать детям, как важна и необходима для них святая вера и как они будут несчастны, если не станут правиль­но исполнять предписываемых ею обязанностей.

Родители и воспитатели должны быть внутренно проникнуты духом истинной веры, все возводить к ней, как к главному источнику человеческого счас­тья, и все свои суждения и поступки подчинять ее правилам. Относительно того, как нужно препода­вать детям наставления о вере, здесь предложены только некоторые замечания.

Наставляя детей в вере, надо действовать вмес­те на их ум и сердце. Односторонность нигде так не вредна, как в этом, самом важном деле. Нужно осо­бенно заботиться о ясности, основательности и твер­дости предлагаемого наставления.

Первое качество наставления — ясность. Учи­тель всем сердцем должен стремиться к той цели, чтобы, строго придерживаясь учения Православной Церкви и с любовью приспосабливаясь к понятиям учеников своих, преподавать им совершенно верные и ясные понятия об истинах святой веры. В Божест­венном Откровении есть тайны и глубины, в кото­рые никакой сотворенный ум не может проникнуть. Воспитатель должен заботиться, по крайней мере, о том, чтобы дети не имели о таких предметах непра­вильных понятий и чтобы твердо и несомненно вери­ли в тайны Божественного учения.

Необходима также основательность, чтобы уче­ники приобрели полную убежденность в истине и божественности как вообще христианства, так и, в частности каждого догмата веры, и особенно тех догматов Православной Церкви, которыми отлича­ется она от других вероисповеданий. В наше время это тем более необходимо, чем более встречается ис­кушений, которые легко могут совратить молодого человека с пути истины и уничтожить его убеждение в вере, если оно не твердо, как посредством лже­мудрствующих книг, которыми наводнена Европа, так и через общение с заблудшими.

Наконец, нужно заботиться о твердости настав­ления. Весьма погрешительно было бы довольство­ваться одним устным объяснением катехизиса, без изучения предлагаемых уроков. Не станем говорить о других отрицательных сторонах этого способа препо­давания, довольно заметить, что такое наставление обыкновенно очень быстро забывается, и у воспитан­ников, по выходе из училища, в результате такого пре­подавания часто ничего больше не остается в голове, кроме вредного навыка желать все объяснять и обо всем умствовать, даже и о святейших тайнах веры.

Поэтому нужно обращать внимание и на память: если наставление будет ясно и основательно, то вос­питанник, заучив уроки о священных истинах веры, долго не забудет их. А что более человеку нужно всегда сохранять в глубине своей души, как не те ис­тины и правила Божественного учения, от которых зависит его спасение?

Каким образом наставление делается ясным, ос­новательным и твердым,— будет показано во вто­рой части этой книги.

Преподавая учение о святой вере, надо как можно больше воздействовать на сердце. Это будет значительно способствовать убеждению в истинах святой веры и сохранению их в памяти и сердце, ибо что для сердца нашего сделалось драгоценным и об­ратилось в потребность, того мы обыкновенно дол­го не забываем и не позволяем себе перетолковы­вать. А можно ли назвать истинной ту веру, которая держится только в разуме, сердце же оставляет пу­стым и холодным?

Но чтобы святую веру сделать истинным пред­метом сердца, надо воспользоваться всем, что выше кратко было сказано о возбуждении и образовании чувства веры. При этом нужно наблюдать, чтобы воспитанник не довольствовался одними чувствами, но все, в чем убежден его разум и чем проникнуто сердце, показывал на деле в благочестивой и добро­детельной жизни. Поэтому надо чаще внушать вос­питаннику, как он должен теперь и по окончании воспитания выражать в поступках каждую познан­ную истину святой веры и как, по наставлению св. апостола, должен добрыми делами утверждаться в своем звании и избрании (2 Пет.1, 10; сравни Мф. 6, 21; Рим. 2, 13; Гал. 5, 6—21; Иак. 2, 14 и др.).

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top