Эля того чтобы святая вера в детском сердце глубоко пустила корни и постоянно приносила плоды для вечной жизни, нужно не только в часы обучения Закону Божию, но и всегда и везде внушать детям, как важна и необходима для них святая вера и как они будут несчастны, если не станут правильно исполнять предписываемых ею обязанностей.
Родители и воспитатели должны быть внутренно проникнуты духом истинной веры, все возводить к ней, как к главному источнику человеческого счастья, и все свои суждения и поступки подчинять ее правилам. Относительно того, как нужно преподавать детям наставления о вере, здесь предложены только некоторые замечания.
Наставляя детей в вере, надо действовать вместе на их ум и сердце. Односторонность нигде так не вредна, как в этом, самом важном деле. Нужно особенно заботиться о ясности, основательности и твердости предлагаемого наставления.
Первое качество наставления — ясность. Учитель всем сердцем должен стремиться к той цели, чтобы, строго придерживаясь учения Православной Церкви и с любовью приспосабливаясь к понятиям учеников своих, преподавать им совершенно верные и ясные понятия об истинах святой веры. В Божественном Откровении есть тайны и глубины, в которые никакой сотворенный ум не может проникнуть. Воспитатель должен заботиться, по крайней мере, о том, чтобы дети не имели о таких предметах неправильных понятий и чтобы твердо и несомненно верили в тайны Божественного учения.
Необходима также основательность, чтобы ученики приобрели полную убежденность в истине и божественности как вообще христианства, так и, в частности каждого догмата веры, и особенно тех догматов Православной Церкви, которыми отличается она от других вероисповеданий. В наше время это тем более необходимо, чем более встречается искушений, которые легко могут совратить молодого человека с пути истины и уничтожить его убеждение в вере, если оно не твердо, как посредством лжемудрствующих книг, которыми наводнена Европа, так и через общение с заблудшими.
Наконец, нужно заботиться о твердости наставления. Весьма погрешительно было бы довольствоваться одним устным объяснением катехизиса, без изучения предлагаемых уроков. Не станем говорить о других отрицательных сторонах этого способа преподавания, довольно заметить, что такое наставление обыкновенно очень быстро забывается, и у воспитанников, по выходе из училища, в результате такого преподавания часто ничего больше не остается в голове, кроме вредного навыка желать все объяснять и обо всем умствовать, даже и о святейших тайнах веры.
Поэтому нужно обращать внимание и на память: если наставление будет ясно и основательно, то воспитанник, заучив уроки о священных истинах веры, долго не забудет их. А что более человеку нужно всегда сохранять в глубине своей души, как не те истины и правила Божественного учения, от которых зависит его спасение?
Каким образом наставление делается ясным, основательным и твердым,— будет показано во второй части этой книги.
Преподавая учение о святой вере, надо как можно больше воздействовать на сердце. Это будет значительно способствовать убеждению в истинах святой веры и сохранению их в памяти и сердце, ибо что для сердца нашего сделалось драгоценным и обратилось в потребность, того мы обыкновенно долго не забываем и не позволяем себе перетолковывать. А можно ли назвать истинной ту веру, которая держится только в разуме, сердце же оставляет пустым и холодным?
Но чтобы святую веру сделать истинным предметом сердца, надо воспользоваться всем, что выше кратко было сказано о возбуждении и образовании чувства веры. При этом нужно наблюдать, чтобы воспитанник не довольствовался одними чувствами, но все, в чем убежден его разум и чем проникнуто сердце, показывал на деле в благочестивой и добродетельной жизни. Поэтому надо чаще внушать воспитаннику, как он должен теперь и по окончании воспитания выражать в поступках каждую познанную истину святой веры и как, по наставлению св. апостола, должен добрыми делами утверждаться в своем звании и избрании (2 Пет.1, 10; сравни Мф. 6, 21; Рим. 2, 13; Гал. 5, 6—21; Иак. 2, 14 и др.).